Подготовка к огэ по информатике. Решение задач огэ в среде кумир Решение задания 20.1 гиа по информатике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Исполнитель Робот»

Задание №1

Составить программу для исполнителя Робота.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Конечное положение

Робота не важно

Вариант 4

Конечное положение

Робота не важно

Вариант 5

Задание №2

Оценить работы учащихся при решении следующей задачи:

Робот находится в верхней клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора – одна клетка, длина коридора может быть произвольной . Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»):

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Оценивание этого задания экспертом производится путем анализа записанного алгоритма, поиска в нем ошибок, проверки, верно ли алгоритм выполняет задачу и т.д.

Прежде всего следует отметить, что записанный алгоритм должен работать при любых размерах коридора, а не только для того примера, который приведен в условии задачи. Решения, работающие только при каких-то конкретных размерах коридора оцениваются в 0 баллов, поскольку они решают задачу только для частного случая.

Пример решения

Оценка

Пример решения

Оценка

Нц пока снизу свободно

(Закрасить) и (вниз)

Кц

Закрасить

Нц пока сверху свободно

Вверх

Кц

нц пока снизу свободно

вниз

кц

нц пока сверху свободно

вверх

кц

нц пока снизу свободно

закрасить

вниз

кц

закрасить

пока снизу свободно

вниз

все

закрасить

пока сверху свободно

вверх

красить

все

закрасить

нц пока снизу свободно то

закрасить

вниз

кц

нц пока сверху свободно то

вверх

кц

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

Решение 20.1 задания ОГЭ 2017 по информатике из демоверсии. Это задание второй части с развернутым ответом, высокого уровня сложности. Примерное время выполнения задания 45 минут. За это задание можно максимально набрать 2 балла. Задание выполняется на компьютере.

Проверяемые элементы содержания:
— умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя.

Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена:
— алгоритм,
— свойства алгоритмов,
— способы записи алгоритмов,
— блок-схемы,
— представление о программировании,
— алгоритмические конструкции,
— логические значения,
— операции,
— выражения,
— разбиение задачи на подзадачи,
— вспомогательный алгоритм,
— обрабатываемые объекты (цепочки символов, числа, списки, деревья).

20.1 задание ОГЭ 2017 по информатике

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:
вверх
вниз
влево
вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
верху свободно
снизу свободно
слева свободно
справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли », имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока », имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц

Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны . В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение 20.1 задания ОГЭ 2017 по информатике

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии – курсивом . Начало комментария будем обозначать символом «|» (во время выполнения работы записывать комментарии не обязательно ).

|Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
влево
кц

|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц

|Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц

|Обходим стену.
влево
вниз

|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц

|Двигаемся вниз до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц

Возможны и другие варианты решения.
Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного для учащихся.
Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения.

2 балла за задание дается если
Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных.
1 балл за задание дается если
При всех допустимых исходных данных верно следующее:
1) выполнение алгоритма завершается, и при этом Робот не разбивается;
2) закрашено не более 10 лишних клеток;
3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены.
0 баллов за задание дается если
Задание выполнено неверно, т. е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла.

Вариант № 24396

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

15.1

вверх вниз влево вправо

закрасить

«если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие Последовательность команд

если справа свободно то

закрасить

и, или, не, например:

«пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

нц пока справа свободно

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется стена, длины отрезков стены неизвестны. Стена состоит из 3 последовательных отрезков: вправо, вниз, вправо, все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной сверху левого конца первого отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные правее второго отрезка и над третьим. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чётных чисел, кратных 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 - признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чётных чисел, кратных 5.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
10
14
50
25
17
0
2

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

закрасить

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В горизонтальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её правого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки,

удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 6. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 6. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число - минимальное число, оканчивающееся на 6.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
26
16
36
16

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вы-бе-ри-те ОДНО из пред-ло-жен-ных ниже за-да-ний: 15.1 или 15.2.

Ис-пол-ни-тель Робот умеет пе-ре-ме-щать-ся по ла-би-рин-ту, на-чер-чен-но-му на плос-ко-сти, раз-би-той на клет-ки. Между со-сед-ни-ми (по сто-ро-нам) клет-ка-ми может сто-ять стена, через ко-то-рую Робот прой-ти не может. У Ро-бо-та есть де-вять ко-манд. Че-ты-ре ко-ман-ды — это ко-ман-ды-при-ка-зы:

вверх вниз влево впра-во

При вы-пол-не-нии любой из этих ко-манд Робот пе-ре-ме-ща-ет-ся на одну клет-ку со-от-вет-ствен-но: вверх вниз ↓, влево ← , впра-во →. Если Робот по-лу-чит ко-ман-ду пе-ре-дви-же-ния сквозь стену, то он раз-ру-шит-ся. Также у Ро-бо-та есть ко-ман-да за-кра-сить , при ко-то-рой за-кра-ши-ва-ет-ся клет-ка, в ко-то-рой Робот на-хо-дит-ся в на-сто-я-щий мо-мент.

Ещё че-ты-ре ко-ман-ды — это ко-ман-ды про-вер-ки усло-вий. Эти ко-ман-ды про-ве-ря-ют, сво-бо-ден ли путь для Ро-бо-та в каж-дом из четырёх воз-мож-ных на-прав-ле-ний:

свер-ху сво-бод-но снизу сво-бод-но слева сво-бод-но спра-ва сво-бод-но

Эти ко-ман-ды можно ис-поль-зо-вать вме-сте с усло-ви-ем «если» , име-ю-щим сле-ду-ю-щий вид:

если усло-вие то

Здесь усло-вие — одна из ко-манд про-вер-ки усло-вия. По-сле-до-ва-тель-ность ко-манд — это одна или не-сколь-ко любых ко-манд-при-ка-зов. На-при-мер, для пе-ре-дви-же-ния на одну клет-ку впра-во, если спра-ва нет стен-ки, и за-кра-ши-ва-ния клет-ки можно ис-поль-зо-вать такой ал-го-ритм:

если спра-ва сво-бод-но то

за-кра-сить

В одном усло-вии можно ис-поль-зо-вать не-сколь-ко ко-манд про-вер-ки усло-вий, при-ме-няя ло-ги-че-ские связ-ки и, или, не, на-при-мер:

если (спра-ва сво-бод-но) и (не снизу сво-бод-но) то

Для по-вто-ре-ния по-сле-до-ва-тель-но-сти ко-манд можно ис-поль-зо-вать цикл «пока» , име-ю-щий сле-ду-ю-щий вид:

нц пока усло-вие

по-сле-до-ва-тель-ность ко-манд

На-при-мер, для дви-же-ния впра-во, пока это воз-мож-но, можно ис-поль-зо-вать сле-ду-ю-щий ал-го-ритм:

нц пока спра-ва сво-бод-но

Вы-пол-ни-те за-да-ние.

На бес-ко-неч-ном поле есть го-ри-зон-таль-ная и вер-ти-каль-ная стены. Пра-вый конец го-ри-зон-таль-ной стены со-единён с верх-ним кон-цом вер-ти-каль-ной стены. Длины стен не-из-вест-ны. В го-ри-зон-таль-ной стене есть ровно один про-ход, точ-ное место про-хо-да и его ши-ри-на не-из-вест-ны. Робот на-хо-дит-ся в клет-ке, рас-по-ло-жен-ной рядом с вер-ти-каль-ной сте-ной слева от её ниж-не-го конца. На ри-сун-ке ука-зан один из воз-мож-ных спо-со-бов рас-по-ло-же-ния стен и Ро-бо-та (Робот обо-зна-чен бук-вой «Р»).

На-пи-ши-те для Ро-бо-та ал-го-ритм, за-кра-ши-ва-ю-щий все клет-ки, рас-по-ло-жен-ные не-по-сред-ствен-но выше и ниже го-ри-зон-таль-ной стены. Про-ход дол-жен остать-ся не-за-кра-шен-ным. Робот дол-жен за-кра-сить толь-ко клет-ки, удо-вле-тво-ря-ю-щие дан-но-му усло-вию. На-при-мер, для при-ведённого выше ри-сун-ка Робот дол-жен за-кра-сить сле-ду-ю-щие клет-ки (см. ри-су-нок).

При ис-пол-не-нии ал-го-рит-ма Робот не дол-жен раз-ру-шить-ся, вы-пол-не-ние ал-го-рит-ма долж-но за-вер-шить-ся. Ко-неч-ное рас-по-ло-же-ние Ро-бо-та может быть про-из-воль-ным. Ал-го-ритм дол-жен ре-шать за-да-чу для лю-бо-го до-пу-сти-мо-го рас-по-ло-же-ния стен и лю-бо-го рас-по-ло-же-ния и раз-ме-ра про-хо-дов внут-ри стен. Ал-го-ритм может быть вы-пол-нен в среде фор-маль-но-го ис-пол-ни-те-ля или за-пи-сан в тек-сто-вом ре-дак-то-ре. Со-хра-ни-те ал-го-ритм в тек-сто-вом файле.

15.2 На-пи-ши-те про-грам-му, ко-то-рая в по-сле-до-ва-тель-но-сти на-ту-раль-ных чисел опре-де-ля-ет сумму чисел, окан-чи-ва-ю-щих-ся на 4. Про-грам-ма по-лу-ча-ет на вход ко-ли-че-ство чисел в по-сле-до-ва-тель-но-сти, а затем сами числа. В по-сле-до-ва-тель-но-сти все-гда име-ет-ся число, окан-чи-ва-ю-ще-е-ся на 4. Ко-ли-че-ство чисел не пре-вы-ша-ет 1000. Введённые числа не пре-вы-ша-ют 30 000. Про-грам-ма долж-на вы-ве-сти одно число - сумму чисел, окан-чи-ва-ю-щих-ся на 4.

При-мер ра-бо-ты про-грам-мы:

Вход-ные дан-ные Вы-ход-ные дан-ные
38

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



1 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, делящееся нацело на 7.Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть число, делящееся нацело на 7. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- минимальное число, делящееся нацело на 7.
Пример работы программы:
Входные данные: 3,11,14,77
Выходные данные: 14
2 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное четное число. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть четное число. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- максимальное четное число.
Пример работы программы:
Входные числа:3,10,99,42
Выходные числа:42
3 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, кратное 16. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть число, кратное 16. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- минимальное число -минимальное число, кратное 16.
Пример работы программы:
Входные числа:3,64,48,80
Выходные числа:48
4 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, оканчивающееся на 1.
Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда есть число, оканчивающееся на 1. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна ввести одно число- максимальное число, оканчивающееся на 1.
Пример работы программы:
Входные числа:3,11,21,31
Выходные числа:31
5 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 0.
Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чисел последовательности, кратных 6 и оканчивающихся на 0.
Пример работы программы:
Входные числа:20,6,120,100,150,0
Выходные числа:2

6 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чисел последовательности, кратных 7 и оканчивающихся на 5.
Пример работы программы:

Выходные числа:2
7 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел последовательности, кратных 7 и оканчивающихся на 5.
Пример работы программы:
Входные числа:35,49,55,105,155,0
Выходные числа:140
8 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 6. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел последовательности, кратных 3 и оканчивающихся на 6.
Пример работы программы:
Входные числа:36,56,33,126,3,0
Выходные числа:162
9 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму и количество всех четных чисел, кратных 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: сумму последовательности и количество четных чисел, кратных 5.
Пример работы программы:
Входные числа:4,60,15,0
Выходные числа:79,1
10 вариант
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет их количество и сумму четных чисел.
Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел оканчивается числом 0 (0- признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: длину последовательности и сумму честных чисел.
Пример работы программы:
Входные числа:4,60,15,0 Выходные числа:3,64

Описание презентации ОГЭ по информатике Решение заданий 20. 1 с по слайдам

ОГЭ по информатике Решение заданий 20. 1 с помощью алгоритмического языка в среде Кумир. Исполнитель Робот. Фёдоров И. В. учитель информатики МАОУ «Лицей № 37»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Статистика результатов сдачи ОГЭ по информатике и ИКТ по г. Саратов в 2016 году. 2. Форма проведения ОГЭ по информатике. 3. Методические рекомендации. 4. Типичные ошибки, сделанные учащимися при выполнении задания 20. 1. 5. Примеры решения задания 20. 1. 6. Список использованных источников.

СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ СДАЧИ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ПО Г. САРАТОВ В 2016 ГОДУ В 2016 году ОГЭ по информатике и ИКТ сдавали 3487 выпускников. По результатам экзамена максимальный тестовый балл по 100 -балльной шкале по информатике и ИКТ получил 131 выпускник (3, 8%) из 57 образовательной организации. Наибольшее число 100 -балльников в МАОУ «ФТЛ № 1» г. Саратова (26) и МАОУ «Гимназия № 1» г. Балаково (11), таблица 1. СОДЕРЖАНИЕ

Код АТЕ Район Кол-в о экзам енуе мых Кол-в о сдав ших пред мет % сдав ших % сдавш их на 80 -100 баллов Соответствие годовых и экзаменационных оценок % понижени я % соответстви я % повышения 242 Октябрьский р-н 201 198 98, 5 33, 3 28, 8 51, 5 19, 7 243 Волжский р-н 193 186 96, 4 45, 1 23, 8 46, 6 29, 6 244 Фрунзенский р-н 106 105 99, 1 34, 0 26, 1 52, 4 21, 5 245 Кировский р-н 174 161 92, 5 39, 1 29, 3 37, 4 33, 3 246 Ленинский р-н 352 340 96, 6 32, 4 17, 3 65, 1 17, 7 247 Заводской р-н 342 320 93, 6 26, 9 35, 7 52, 9 11, 4 г. Саратов 1482 1424 96, 1 38, 1 23, 4 49, 7 26, 9 Таблица 1 СОДЕРЖАНИЕ

5. 2 25. 6 3 7. 83 1. 5 %, 2 (неудовлетворительно) %, 3 (удовлетворительно) %, 4 (хорошо) %, 5 (отлично)Диаграмма 1 Результаты ОГЭ по информатике и ИКТ, % СОДЕРЖАНИЕ

«»»» 0 5 10 15 20 25 3 0 3 5 4 0 4 5 505. 2 25. 6 37. 831. 5 0. 6 14. 2 43. 142. 1 0. 2 14. 5 41. 6 43. 1 2016 2015 2014 %Диаграмма 2 Изменение количества оценок (по пятибалльной шкале) по информатике и ИКТ, % СОДЕРЖАНИЕ

Район кол-во выпускнико в, сдававши х предмет % выбор а % « 5» % « 4» % « 3» % « 2» Кач-в о знани й успев аемос ть Октябрьский р-н 201 26, 7 33, 3 39, 3 25, 9 1, 5 72, 6 98, 5 Волжский р-н 193 25, 6 45, 1 34, 7 16, 6 3, 6 79, 8 96, 4 Фрунзенский р-н 106 22, 6 34, 0 50, 0 15, 1 0, 9 84, 0 99, 1 Кировский р-н 174 22, 6 39, 1 31, 0 22, 4 7, 5 70, 1 92, 5 Ленинский р-н 352 17, 3 32, 4 42, 3 21, 9 3, 4 74, 7 96, 6 Заводской р-н 342 22, 5 26, 9 33, 6 33, 0 6, 4 60, 5 93, 6 г. Саратов 1482 22, 7 38, 1 35, 8 22, 2 3, 9 73, 9 96, 1 Таблица 2 СОДЕРЖАНИЕ

Форма проведения ОГЭ по информатике Задания с развернутым ответом экзаменационной работы по информатике и ИКТ содержатся во второй части работы. При выполнении заданий с развернутым ответом используется специальное программное обеспечение. Задание 20. 1 заключается в разработке алгоритма для учебного исполнителя «Робот» . Описание команд исполнителя и синтаксиса управляющих конструкций соответствует общепринятому школьному алгоритмическому языку, также оно дано в тексте задания. Для выполнения этого задания можно использовать кросс-платформенную свободно распространяемую среду учебного исполнителя, например, среду Кумир (сайт http: //www. niisi. ru/kumir/) или другую среду с аналогичными возможностями исполнителя «Робот» . СОДЕРЖАНИЕ

Задание 20. 1 проверяет умение записать формальный алгоритм с использованием инструкций ветвления и цикла для формального исполнителя. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Пять команд – это команды-приказы. Четыре из них управляют перемещениями Робота: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, вкоторой Робот находится в настоящий момент. Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений: верху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно Методические рекомендации СОДЕРЖАНИЕ

Приведем пример задания 20. 1. На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её левого конца. Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот перед выполнением программы. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок). СОДЕРЖАНИЕ

|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене и закрашиваем клетки нц пока не справа свободно закрасить вверх кц |Двигаемся дальше до вертикальной стены нц пока справа свободно вверх кц |Двигаемся вверх до конца вертикальной стены и закрашиваем клетки нц пока не справа свободно закрасить вверх кц Возможны и другие варианты решения. Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, акомментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|» . | Пропускаем клетку, в которой стоит Робот вправо |Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене и закрашиваем клетки нц пока не снизу свободно закрасить вправо кц |Двигаемся дальше до горизонтальной стены нц пока снизу свободно вправо кц |Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены и закрашиваем клетки нц пока справа свободно закрасить вправо кц Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) СОДЕРЖАНИЕ

Указания по оцениванию Баллы Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных 2 При всех допустимых исходных данных верно следующее: 1) выполнение алгоритма завершается и при этом Робот не разбивается; 2) закрашено не более 10 лишних клеток; 3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены 1 Задание выполнено неверно, то есть не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла 0 Максимальный балл 2 СОДЕРЖАНИЕ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ 20. 1 Ошибки в описаниях цикла. Алгоритм закрашивает не те клетки или не закрашивает нужные Алгоритм решает частные случаи задачи СОДЕРЖАНИЕвправо вместо нц пока снизу свободно вправо кц нц 8 раз закрасить вправо кц вместо нц пока справа стена закрасить вверх кц

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ 20. 1. СОДЕРЖАНИЕ№ 1019 нц пока справа стена вверх вправо закрасить кцзакрасить вправо закрасить нц пока справа свободно вправо вниз закрасить вправо закрасить кц

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ 20. 1. СОДЕРЖАНИЕнц пока слева свободно влево кц нц пока слева стена закрасить вверх кц нц пока слева свободно вверх кц нц пока слева стена закрасить вверх кц№ 980 влево вниз нц пока справа стена закрасить вниз кц нц пока справа свободно вниз кц нц пока справа стена закрасить вниз кц

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ 20. 1. СОДЕРЖАНИЕнц пока слева свободно влево кц вниз влево вверх нц пока справа стена вверх кц вправо нц пока снизу стена закрасить вправо кц№ 1029 № 98 9 нц пока снизу свободно вниз кц нц пока справа свободно вправо кц нц пока справа стена вверх кц вправо вниз нц пока снизу свободно вниз закрасить кц

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ 20. 1. СОДЕРЖАНИЕ№ 992 № 1002 нц пока справа свободно закрасить вправо кц закрасить нц пока снизу свободно вниз кц нц пока слева свободно закрасить влево кц закраситьнц пока снизу стена вверх закрасить вниз вправо кц

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Оценка качества образования в Саратовской области (по результатам сдачи ОГЭ в 2016 году): Сборник статистических материалов. Саратов: ГАУ СО «РЦОКО» , 2016. – 76 с. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года. Москва: ФИПИ, 2016. – 80 с. СОДЕРЖАНИЕ

Рассказать друзьям