Развлечение про лук. Методическая разработка (4 класс) на тему: Сценарий осеннего праздника "Луковые посиделки"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарий прислала: Босенко З.М., учитель начальных классов.

ПРАЗДНИК «ЗОЛОТАЯ ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»

ПЕСНЯ: "О крае".

1. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера. 2. Пустее воздух, птиц не слышно боле. Но далеко ещё до первых зимних бурь. И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле. 3. Осень! Славная пора! Любит осень детвора. Сливы, груши, виноград - Всё поспело для ребят. 4. И арбуз увидев важный, Оживится детвора. И радушно скажет каждый: Все: Здравствуй, осени пора!

Журавли на юг летят, Здравствуй, здравствуй осень! Приходи на праздник к нам, Очень, очень просим. 5. Здесь мы праздник радостный Весело встречаем. Приходи, мы ждём тебя, Осень золотая! (Звучит музыка, выходит Осень)

Осень:

Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам Петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь Крепко подружиться!

ПЕСНЯ: "Солнышко"

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла, У тебя мы, Осень, спросим Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам муки.

Дети:

Значит, будут пироги!

Осень:

А уж яблоки, как мёд!

Дети:

На варенье, на компот!

Осень:

Принесла я мёду полную колоду!

Дети:

Ты и яблок, ты и хлеба, Ты и мёду принесла. А хорошую погоду Ты нам, Осень, припасла?

Осень:

Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо.

Собирают осенью урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. И мы тебя встречаем Богатым урожаем.

Осень:

Урожай у вас хорош, Уродился густо: И морковка, и картошка, Белая капуста, Баклажаны синие, Красный помидор Затевают длинный И серьёзный спор.

СЦЕНКА: "Спор овощей"

Морковь:

Кто из нас из овощей И вкуснее, и нужнее? Кто при всех болезнях Будет всех полезней?

Осень:

Выскочил горошек - Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький, Зелёненький мальчишка. Если только захочу Всех горошком угощу!

Осень:

От обиды покраснев, Свёкла вдруг сказала:

Свёкла:

Дай сказать, хоть слово мне, Выслушай сначала. Надо свёклу для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай, Лучше свёклы нету!

Капуста:

Ты уж, свёкла, помолчи, Из капусты варят щи. А какие вкусные Пироги капустные! Зайчики-плутишки Любят кочерыжки. Угощу ребяток Кочерыжкой сладкой.

Огурец:

Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик Всем понравится, конечно!

Редиска:

Я - румяная редиска Поклонюсь вам низко-низко А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку - Будешь ты тогда, дружок, Крепким, сильным, ловким!

Осень:

Тут надулся помидор И промолвил строго.

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного. Самый вкусный и приятный Уж, конечно, сок томатный.

Дети:

Витаминов много в нём, Мы его охотно пьём.

Осень:

У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще. И тогда как верный друг К вам придёт зелёный …

Дети:

Я приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали? - Я вам друг, Я - простой зелёный лук.

Картошка:

Я, картошка, так скромна. Слова не сказала. Но картошка так нужна И большим, и малым!

Баклажаны:

Баклажанная икра Так вкусна, полезна …

Осень:

Спор давно кончать пора.

Овощи:

Спорить бесполезно.

(Слышится стук в дверь)

Баклажан: Кто-то, кажется, стучит.

(Входит доктор Айболит)

Овощи: Это доктор Айболит!

Айболит:

Ну, конечно, это я! О чём спорите, друзья?

Кто из нас - из овощей, Всех вкусней и всех важней?

Морковь:

Кто при всех болезнях Будет вам полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все без исключенья, В этом нет сомненья. В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас нужнее?

ИГРА: "Угадай овощи".

ВЕД: Осень пришла не одна на праздник, а привела с собой трёх братьев-месяцев. А кто они, вы догадайтесь сами!

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к вам пришёл?

Дети: Сентябрь.

Октябрь:

Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды. Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился, Что за месяц к вам явился?

Дети: Октябрь.

Ноябрь:

Поле чёрно-белым стало, Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи?

Дети: Ноябрь.

ВЕД: Правильно, вы отгадали название месяцев. Они пришли не с пустыми руками, а принесли игры.

ИГРА: "Подбери картофель".

ИГРА: "Шифровальщики".

Упражнение для глаза! Буквы вычеркни скорей Те, которые два раза Встретишь в азбуке моей. И тогда прочесть ты сможешь И в ответе сообщишь, Что везёт на тачке ёжик? Что несёт в мешочке чиж? (яблоки, зёрна)

ВЕД: Молодцы, ребята!

6. Бродит в роще листопад По кустам, по клёнам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. 7. Соберём из листьев веер Яркий и красивый. Побежит по листьям ветер Лёгкий и игривый.

ТАНЕЦ ЛИСТЬЕВ.

ВЕД: Смотрите, сколько листиков стало у нас! Но они не простые, а с загадками. (Ведущий загадывает загадки об осени, овощах).

ВЕД: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь реклама.

1. Для детей, их пап и мам Устроим мы турнир реклам. Реклам не простых - Витаминных, овощных. 2. Во саду ли, в огороде Фрукты, овощи растут. Мы сегодня для рекламы Их собрали в зале тут. 3. Для всего честного люда Реклама есть к любому блюду. Слушайте внимательно, Запоминайте старательно!

Лук зелёный - объеденье! Он приправа к блюдам. Ешьте, дети, лук зелёный: Он полезен людям. Витаминов в нём не счесть - Надо лук зелёный есть! И головки лука тоже Нам полезны и пригожи!

МОРКОВЬ:

А морковочка-подружка Дорога и люба. Ешьте, дети, все морковь, Ощищайте зубы.

ПОМИДОР:

А я - толстый помидор, Витаминов полный. Очень долго я расту - Возраст мой преклонный. Сначала я зелёным был, Но август - месяц наступил - Стал краснеть я день за днём, Чтобы взяли меня в дом. 4. Ешьте, дети, помидоры, Пейте сок томатный: Он полезный, витаминный И на вкус приятный.

ОГУРЕЦ:

Превосходный огурец Лежит на рыхлой грядке. Ешьте, дети, огурцы, Будет всё в порядке!

РЕПА:

Наша жёлтенькая репка Уж засела в землю крепко. И кто репку ту добудет, Тот здоровым, сильным будет.

КАРТОФЕЛЬ:

Посадили мы картошку Ещё в мае-месяце. Выросла она на диво - И крупна, и так красива! А картошка - хлеб второй, Это знаем мы с тобой. Собирай картошку смело, Не жалей ты сил для дела! 5. Мы представили сегодня Вам рекламу для борщей. Для здоровья и для силы Ешьте больше …

ДЕТИ: О - во- щей!

Осень: А на прощание я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?

  • - Кто собирает яблоки спиной?
  • - Кто сушит грибы на дереве?
  • - Листья каких деревьев осенью краснеют?

А теперь я вас угощу по-осеннему. (Угощает яблоками.)

Гнёзда чёрные пусты. Меньше сделались кусты. Ветер листья носит: Осень, осень, осень!

В этот день вспоминают преподобного Луку Глубокореченского, жившего в Каппадокии в 10 веке. Свой путь служения христианству благочестивый Лука начал монахом, позже стал праведным игуменом обители «Глубокие реки», или Спасовой.

Имя святого, схожее с названием одного овоща, сделало день и луковым праздником. Его скоро выкапывали и потихоньку выкладывали на базаре. Хранили лук под потолком избы, косами, которые плели девицы.

Лук на крестьянском столе был важным продуктом. Его не только добавляли во множество блюд, закусывали им хоть мясо, хоть простой хлеб, но и готовили самостоятельно. К примеру, если обварить головки луковиц покрупнее кипятком и, вынув середку, нафаршировать куриным фаршем, да запечь либо отварить – получится очень вкусно. Причем печь до Лукова дня луковицы было запрещено – иссохнет все на грядках.

Ведали, конечно, и о луковой пользе. Так, им врачевали простуду, укрепляли иммунитет, лечили опухоли да гнойники. Отвар луковых одежек - шелухи - служил женщиная для ополаскивания, для силы и блеска волос. Луковки, нанизанные на нитку «бусами» и украшавшие скотину, берегли ее от свирепствующего мора.

О луке сложено множество выражений: «Лук да баня все исправят», «Лук от семи недуг», «Лук - добро в бою и во щах», а также схожих между собой загадок: «Сидит Марфутка в четырех шубках, кто поцелует, тот сморщится», «Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет», «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».

Коли луковицы этого года несли на себе много шелухи, ждали и крепких морозов.

Именинники в этот день:

Сценарий проведения познавательно-игровой программы

для среднего школьного возраста

«Лук - всему голова!»

Педагог дополнительного образования

Клуб по месту жительства «Северка»

Бабка Лукерья: Здравствуйте, гости дорогие! Спасибо, что на праздничек наш пожаловали. Я, бабка Лукерья. Живу в деревне Луковка вместе с дедом Лукой и внучатами Луковками. И не удивляйтесь, что семья у меня такая луковая, это потому, что мы очень лук любим. А из вас кто любит этот полезный овощ?

Бабка Лукерья: Значит, вы люди не гордые, простые и не заносчивые, недаром в народе говорят: прост, как луковица. А вот про тех, кто любит угождать, говорят: «Как луковица, годится к любому кушанью». А не устроить ли нам луковые состязания? И для начала мы проведем «Луковую викторину».

«Луковая викторина».

Бабка Лукерья: Выберите правильный ответ:

    Лук добр во щах и еще где? (В закромах, в бою, в огороде)

    Здоровья прибавят лук и … (Баня, работа, картошка)

    Лук с морковкой хоть с одной грядки да не одинаково… (Растут, полезны, сладки)

    От луковой шелухи… (Пользы не найдете, косы будут шелковы и туги, здоровы будут и враги)

Бабка Лукерья: Как славно вы тут отвечали, а вот справитесь ли вы со вторым заданьицем?

Аукцион блюд «Куда лук кладут».

Участникам выдаётся набор карточек с названием блюд, они должны правильно определить, с чем лук дружит, а с кем нет.

Компот, бульон, щи, котлеты, мармелад, салат, пирог с яблоками, ватрушки, пицца, пельмени, халва, фруктовое пюре, молочный суп, мороженое, плов, шашлык, блины, чай.

Бабка Лукерья: Вот пришла на ум поговорка: «Лука речист, да на руку нечист». Только учтите это не про нашу луковую семью, это про лукавого, про чёрта значит. А может вы ещё слова какие знаете, в которых лук прячется. (Лукоморье, луковица, лукошко)

Бабка Лукерья: Что-то мне кажется, засиделись вы, ребятки, пора вам ручки и ножки размять, начинаем луковую эстафету.

Игра «Луковая эстафета».

    «передай лук» Участники добегают до финиша, забирают луковицу и бегут к своей команде и передают её другому участнику, тот бежит обратно до места и оставляет луковицу там и т.д.

    «стрельба из лука» У каждого участника по луковице, они бегут до финиша и кидают лук в ведерко.

    «передай лук сбоку»

    «перенеси лук на ложке»

    «прыжки с луком, зажатым между коленями».

Бабка Лукерья: Вот в такие игры и другие, конечно, играли в сёлах, это деревни значит такие большие были. Ой, вы ведь, наверно и не знаете, что раньше на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. Они всем селом растили на продажу заезжим купцам один и тот же овощ. Были сёла огуречные, были гороховые и, конечно же, луковые. А вот попробуйте угадать, сколько всего сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы?

Бабка Лукерья: А всего набралось аж 75! А ещё, что интересное скажу: жители села Мячкова вырастили гигантский по размеру лук, и весила каждая луковица не меньше 500гр. Такой лук сразу прославился на весь мир и стали его возить за границу: в Англию, в Германию и в Париже 100 лет ели наш московский лук. А вот чтобы лук с огорода никто не крал, сторожа стояли. Вот, сейчас я и погляжу, кто из вас с этим не лёгким делом справиться.

Игра «Луковый сторож».

В огороде (обруче) лук растет. В центре сторож стоит с завязанными глазами, оттого, что ночь на дворе. Участники (5-6 человек) пытаются из обруча лук выхватить. Сторож должен осалить воришку.

Бабка Лукерья: Мне, хочется сказать вам, что лук известен более трёх тысяч лет назад. Вот послушайте, что мне известно:

    в Древнем Египте луком клялись

    по греческой легенде, сама богиня плодородия Изида наделила лук могучей силой - дарить людям здоровье

    луковица была самым первым наглядным пособиям при изучении строения вселенной

    старинная надпись на пирамиде Хеопса повествует, что больше всего

рабочих кормили луком

    в Средние века воины перед боем ели лук, считалось, что он предохранял их от стрел и ударов мечей

    рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди обыкновенную луковицу

    в древней Англии, чтобы раззадорить петухов, которые должны были драться для потехи публики, птицам давали поклевать жгучую луковую репку.

Игра «Петухи распетушились».

Участники (2 -3 пары) встают напротив друг друга, поджав правую ногу, придерживая её правой рукой. Их задача: сорвать шапку у соперника.

Бабка Лукерья: Вот хочу поспорить, что вы не знаете, как называется по славянскому календарю 2010 год? Ну, если не знали, то догадались, раз про лук говорим, то и год Луковый. Славяне давали имена годам по названиям не животных, как принято в Китае, а по названию полезных даров природы: репный, липовый, хлебный, малиновый, морковный, капустный, луковый, яблочный, огуречный, гороховый, смородино-берсяной (берсень-крыжовник) и медово-хмельной.

А ещё на Руси празднуют луковые дни:

Святой мученик Лука-дьякон пострадал в 312 году. Он, после мучений был брошен в клетку к диким зверям, но представьте себе, они его не тронули. С тех пор и пошла поговорка: «Старое добро, что пирог с луком припоминается».

А вот особо хочется сказать об ещё одном луковом дне: 20 сентября. В этот день в сёлах начиналась заготовка репчатого лука. Девушки плели луковичные косы и пели частушки.

Игра «Луковые косы» (Луковые частушки).

Девушки, а девушки

Вы где берете денежки?

Летом ягоду берём,

Лук Зимою продаём

Эх, топни нога,

Топни правенькая!

В детстве я лучок не ела,

Вот и маленькая!

Я плясала у гряды

Обломила каблуки.

Оглянулася назад,

В луке каблуки лежат.

На тарелке лежит лук,

А на луке муха,

Муха злилася на лук,

Что не лезет в брюхо.

Бабка Лукерья: Вижу вас развеселили эти частушки, а были времена, когда существовал такой обычай, что на празднике запрещали есть лук, так как он вызывал слёзы, а надо было веселиться. Что-то я всё сама и сама говорю о луке, моём любимом, а может и вы мне, что подскажете? Может кто-то поговорки какие-то знает, али загадки, может приметы какие припомнит.

Поговорки.

Лук в твоих объятиях - проходит всякая болезнь.

Лук - от семи недуг.

Лук - здоровью друг.

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не переешь.

Если на луковицах много одёжки - быть зиме холодной.

Ешь лук чаще, зубы будут.

Бабка Лукерья: А знаете, почему лук назвали луком? Мы зовём его луком, потому, что петелька роста, из земли, изгибается, как тетива лука. Из разрезанной луковицы вылетают невидимые стрелы, которые на своём пути уничтожают разносчиков болезней, вредных микробов.

А что значит выражение «горе луковое»? Помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». Хозяйка, пока накрошит лук для стряпни, и правда, наплачется, хотя и горя-то никакого нет, да и слёзы фальшивые, не настоящие. И горе луковое такая же неприятность, которая быстро заканчивается. И к ребёнку, который что-то натворил, тоже так обращаются.

7 недуг, от которых лечит лук: от угара, простуды, гайморита,

радикулита, цинги, аппетита, бородавок и глистов.

И на последок, скажите, кто из вас луковицу внимательно разглядел, тот мне и скажет, на что она похожа (купол церкви, шлем воина, кокошник девушки, пламя свечи, каплю, сердце, колбу и т. д.)

Мы сегодня луков праздник

Отмечали в первый раз,

Луком мы должны гордиться

Поздравляю с этим вас.

А без лука, что за праздник

Наступил его черёд,

Ведь без луковицы в доме

Наш народ не проживёт.

Бабка Лукерья: Если кто-то из вас луком лечиться надумал, подходите, всё что знаю, расскажу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Голдыревская средняя общеобразовательная школа»

Разработка внеклассного мероприятия

День

«Луковой слезинки»

Учитель коррекционного класса,

библиотекарь Рифель Л.П.

Цель: привлечение внимания детей к огородной культуре – ЛУКУ.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления ЛУКА, значением этой культуры в жизни человека.

2. Развивать наблюдательность, речь, память, творческий подход к делу.

3. Развивать умение работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.

Ход мероприятия.

Ведущий 1:

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.
Ведущий 2:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
1 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
2 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебрены, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
3 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на праздник всех детей приглашает.

Ведущий 1:

Работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, частушки, плясали, играли в весёлые игры.

Ведущий 2:

Мы сегодня отмечаем вторую встречу осени. 21 сентября в старину по народному календарю отмечали вторые осенины, то есть вторую встречу осени. Тут уж всякому лету приходил конец.

Ведущий 1:

Сегодня мы с вами справляем праздник одного из овощей, а какого - вы узнаете, отгадав загадку.

В 10 одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.

Дети: - Это лук.

Ведущий 2 :

Верно, а назвали мы его – «День луковой слезинки».

Как вы думаете, почему? (Ответы ребят)

Кто лук убирает, тот слёзы проливает. Вот и получается день луковой слезинки.

Ведущий 1:

Рано утром выходили крестьянки с овсяным хлебом и песнями к берегам рек, озёр и прудов встречать Матушку Осенину. Пасечники убирали пчёл с пасек и пчельников. Только после полной уборки овощей, ребята получали разрешение печь лук, разводили костры и лакомились печёными луковицами. Пели песни, танцевали.

Ведущий 2:

А ещё и частушки пели, про лук, конечно. Хотите послушать?

(Дети исполняют частушки)

Праздник лука наступает,
Веселись честной народ.
Славить лук – любимый овощ,
Я готова круглый год.

Рано солнышко встаёт,
Вызывает в огород
Грядки с луком поливать,
И частушки сочинять.

Я люблю частушки очень,
Сочинять я их могу,
Хоть про лук, хоть про картошку,
Хоть про красную свеклу.

В огороде всё в порядке,
Уродилось ой – да как!
Репа с голову – большая,
А лучок как мой кулак.

Лук – народный наш целитель,
Самый ценный в мире друг.
Если только заболеешь,
Вмиг излечит от недуг.

Продаются витамины,
Жёлтые, в таблетках,
А у нас хранятся дома
«Витамины» в сетках.

В праздник лука каждый год.
Веселится весь народ!
Урожай как соберём –
И танцуем и поём!

Говорят, что спелый лук
Помогает от недуг,
А я съела целый пуд,
Ну, а ноги не идут.

Каждый вечер я съедаю
Луковицу целую.
Оттого я не болею –
Даже зубы белые.

В огородике у нас,

Вроде всё в порядке.
Зеленее всех стоят
Луковые грядки.

Ой, лук, мой лучок,
Ты весёлый мужичок!
Чистим – улыбаемся,
Слезами умываемся.

Эх, топни нога,

Топни правенькая!

В детстве я лучок не ела

Вот и маленькая!

Ой, лук, ты мой лук,
Ты от всех моих недуг.
Поем лука, подышу –
И здоровая хожу.

Как на прошлой да неделе

Весь лучок в России съели.

Надо за границу рвать,

Лука чтоб у них занять.

У моей соседки

Чудеса не редки:

Садит лук столичный,

А растёт обычный.

До чего же я кругла,

До чего пригожа,

Ведь фигурою своей

Я на лук похода.

Эх, лук возьму,

Да другой возьму,

Угощу я им Ивана,

Угощу я им Кузьму.

Как на луковом дворе

Всё возликовало.

Лука столько наросло –

С роду небывало!

Гармонисту за игру

Дам корзину лука,

Чтоб на Луковом дворе

Не гуляла скука!

Мы частушки пели, пели,

Сами удивляемся!

Если очень надоели,

Значит удаляемся!

Ведущий1:

Говорят в народе:
Лук от всех недуг.
Быть здоровым модно –
Укрепляйте дух.

Ведущий 2:

На луке много сухих листиков. Это называется луковая шелуха. Она защищает лук от микробов. В народе часто использовали луковую шелуху: отпаривали мозоли, ополаскивали волосы и даже красили ткани.

Ведущий 1:

Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица.

Ведущий 2:

Ребята, вы любите есть лук? А какой же вкус имеет лук? Если вы пожуёте кусочек лука, то во рту не останется ни одного микроба. На луков день часто устраивались состязания на ловкость и быстроту.

(Ребята делятся на две команды для следующего конкурса.)

Конкурс «Весёлый огородник».

На расстоянии 5 м от каждой команды располагается обруч. В нём лежат луковицы. Урожай лука нужно перенести в корзину. Каждой команде выдаётся ракетка для бадминтона и корзинка. Игрок держит ракетку за ручку. По сигналу он двигается к грядке - обручу. Берёт лук из грядки, кладёт на ракетку и возвращаются к команде. Кладёт луковицу в корзину и передаёт эстафету другому.

Ведущий 1: Ну, а команде победительнице я предлагаю пожевать лук.

Ведущий 2 : Есть ещё, ребята и пословицы про лук.

Дети читают. (на доске)

Лук да капуста лихого не допустят.

Лук добро и в бою и во щах.

Где лук, там и слезы.

Лук да баня все правят.

Лук семь недугов лечит.

Ведущий 1:

А сейчас…

Кра-фра-бра, начинается игра!

Коль согласны – хлопайте,

Не согласны – топайте.

В огороде круглый год кол осиновый растёт. (топают)

Есть морковь и сельдерей, (хлопают)

Просто лук и лук порей, (хлопают)

Лук мышиный и кошачий, (топают)

А ещё есть лук собачий, (топают)

Непременно лук-батун, (хлопают)

Несомненно, лук–балун, (топают)

Лук семейный тоже есть

Грядок восемь, или шесть. (хлопают)

Есть лучок размером с таз, (топают)

Лук любой растёт у нас. (хлопают)

Мы все луком дорожим

С колотушкой сторожим. (топают)

Открывайте шире рот,

Вдруг кому перепадёт!

Ведущий 2:

Жил да был угрюмый Лук,
Плакал днём и ночью.
- Почему ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.

Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Плачет горько-горько.

Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист.
На конце – иголка.

Все стоят они пучком.
Посмотрите, в силе я.
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.

И огурчики в цветах,
Даже помидоры.
Только я один в мечтах
Горе Луку, горе!

Вот поплакал наш Лучок:
Капли слёз упали.
Появился старичок
(В сказках его знали).

Очень стар и невелик.
Борода по пояс.
Одет в пёстрый дождевик.
Хриплый, низкий голос.

Кто горюет? В чём беда?-
Выслушал обиды.
И волшебные слова
Произнёс: «Кру - кри - ды».

И Лучок наш вдруг расцвёл,
Будто одуванчик.
И таким прекрасным стал
Наш зелёный мальчик!

Ведущий 1:

Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. В щи, или, может быть, в компоты. Называйте блюда всякие, куда хозяйки обязательно крошат лук.

(борщ, разные супы, щи, пирожки, салаты…)

Ведущий 2:

И в заключение наших Луковых посиделок я предлагаю вам небольшую викторину.

    Лук добр во щах и ещё где?

    В закромах;

    В бою;

    В огороде;

    В пирожках;

    Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да не одинаково…

  • Сладки;

    От луковой шелухи…

    Пользы не найдёте вы;

    Не наваришь ухи;

    Косы будут шелковисты и туги;

    Здоровы будут и враги;

    Все болезни поправит лук и что ещё?

    Баня;

  • Картошка;

Ведущий 1:

Мы сегодня луков праздник

отмечали в первый раз!

Ведущий 2:

Луком мы должны гордиться,

Поздравляю с этим вас!

Все вместе: Ведь без луковицы в доме человек – то не живёт!

МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
п. Кардымово Смоленской области

Подготовила старшая вожатая
Серкова Надежда Викторовна

Цель праздника – создать условия для:

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
  • формирования любознательности;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • реализации творческого потенциала учащихся;
  • сплочения ученического коллектива;
  • формирования чувства прекрасного;
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива;
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.
Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.

Оформление:

  • выставка рисунков об осени;
  • газета «Лук от семи недуг»;
  • выставка овощей и фруктов.
Оборудование:
  • 10 корзинок, осенние листья;
  • клей ПВА, бумага формата А4, 10 обручей;
  • 50 луковиц, 10 ракеток для бадминтона;
  • 3 плаката с нарисованными яблонями (в прорезях вставлены яблоки, которые легко вынимаются).
Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, частушки про грибы.

Ход праздника

Праздник открывают ученицы 2 класса Б. Танец «Листопад»

1 ведущий: (На фоне музыки)

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычат в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.

2 ведущий:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

Читают учащиеся 2 класса «В»

1 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

2 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.

3 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

1-ый ведущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Луковые посиделки». Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица. Сейчас мы готовим из лука и салаты, и щи, и пироги. Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. Но на нашем празднике будет главным не только лук, но и другие овощи, которые не менее полезны. А на празднике нашем будут соревноваться команды, и я приглашаю их занять свои почётные места, а Вас, дорогие зрители, прошу поприветствовать наших участников. Аплодисменты. Приветствие классов. Итак, начинаем!

Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.

1-ый ведущий.

Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.

2-ой ведущий.


Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Каждая команда на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

2-ой ведущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!
Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!
(Осень садится в зал к жюри)

1 ведущий:

А ребята из 4 класса «А» приготовили тебе Осень ещё один подарок песню об осени. Дети исполняют песню

Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели. Сегодня на празднике у нас присутствуют гости. Встречаем: заместитель по воспитательной работе Нестерова Е.Ф., учитель Физической культуре Баранова Е.В., учитель изобразительного искусства Калачёва С.О. и конечно же наша главная гостья сама госпожа Осень!

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

1 ведущий:

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете, дома копать картошку? ….дети отвечают….

А 1-й класс «А» нам сейчас споёт совсем про другого мальчика.
(исполняется песня «Антошка»)

2-ой ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. Она тоже об овощах.

Сценку нам покажут ученики 3 класса «А» класса. Она называется «Как помидор стал красным».

Вед. Жили на одном огороде овощи.

Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.

Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.

Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.

Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!

Вед.

А помидор всё своё твердил.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.

Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.

Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.

Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.

Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

1 ведущий: А 2 класс «А» нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».


Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!

На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян

Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!

2 ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя. Сейчас 3-й класс «Б» споёт нам песенку, как они относятся к дождю.
Исполняется песня «Дождя не боимся»

1 ведущий: А сейчас я предлагаю немного поиграть


(От каждого класса 5 участников)

Перед вами яблони стоят. Каждой команде необходимо как можно больше собрать яблок в свои корзины. Сколько яблок соберёте – столько и очков получите! (На плакатах нарисованы яблони, на которых «поспели» яблоки. (Яблоки можно легко вынимать из прорезей.)

А сейчас ребята мы узнаем, какой овощ самый полезный. Выступает 1 класс «Б»

Инсценировка стихотворения «ОВОЩИ»

Вед:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Вот!
Вдруг овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Горох (весело):

Я такой хорошенький зелёненький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу!

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свёклы - нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска (скромно):

Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Огурец (задорно):

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свеженький огурчик витаминный! Очень нужен!

Морковь (кокетливо):

Про себя рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким!

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор! Помолчи немного
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!


2-й ребёнок:

Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

3-й ребёнок:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

4-й ребёнок:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!

Девочка в русском народном костюме держит поднос, на котором лежит каравай.

Подведение итогов праздника

Ведущие:

Слово предоставляется многоуважаемому жюри!
Организатор праздника:
Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.

Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!

Дополнительный материал

Грибные частушки

Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно
Про грибы споём частушки очень замечательно.
Я на дереве сидела, с высоты грибы смотрела
Как подуло ветерком, я с берёзы кувырком.
Сколько лет тебе, Сморчок? Ты, наверно, старичок?
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня!
Лёня рано-рано встал, все грибы в лесу собрал
Хвалится грибочками с беленькими точками.
Кабы, кабы, да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися, да и в рот катилися.
Девочки – поганочки пляшут на поляночке,
Не жалеют каблуков, распугали грибников.
По лесочку шла я шла, много я грибов нашла
Как увидела медведя, еле ноги унесла.
Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли!
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Рассказать друзьям