Виды и способы ориентирования на местности. Как сориентироваться в спортивном ориентировании Ориентирование теребень

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Случаев, когда необходимо определить местонахождение, может быть очень много. Непредвиденные ситуации могут застать врасплох любого человека: заблудился в лесу, поломалась машина в незнакомой местности, навигатор вышел из строя. Вблизи попросту может не оказаться ни местного жителя, ни так нужного гаджета, которые показали бы дорогу в правильном направлении. От умения и навыков ориентирования на местности, возможно, будет зависеть как успех выполнения определенной задачи, так и сама человеческая жизнь.

Незнакомая местность, различные условия, связанные с боевыми действиями – это реальность, в которой необходимо выйти из опасного положения и, вполне возможно, выжить самому или же спасти другого человека. Достижение цели в таком случае можно обеспечить, умея определять стороны горизонта и собственно свое местоположение. Эти знания помогут найти правильное направление движения, а также ориентироваться на местности.

Главные виды ориентирования

  • Общее . Местонахождение определяется приближенно, как и время, потраченное для достижения нужного пункта назначения. Осуществляется при помощи составленного списка населенных пунктов или (и) других ориентиров на маршруте, не имея карты. Движение чаще всего происходит на машине и при этом точность направления выдерживается временем, расстоянием (с помощью спидометра) и контролем пройденных объектов, указанных в списке.
  • Детальное . Местоположение и направление движения можно определить более точно. Такое ориентирование на местности применяется с помощью карты, аэроснимков, приборов наземной авиации, а также для схематичного изображения разведанных объектов, для движения по азимуту.

  • Чтение карты – понимание и представление о том, что подразумевают под условными обозначениями и знаками.
  • Опознание местных ориентиров и сопоставление их с картой (либо наоборот).
  • Использование компаса при определении направления движения, ориентиров, для работы с картой.
  • Измерение расстояний по карте и на местности.

Способы ориентирования

  • С помощью карты – требует определенных знаний, умений и подготовки.
  • По компасу – более простой способ, но с его помощью можно только определить стороны горизонта.
  • Без карты и компаса – не требует каких-либо инструментов, подручных средств (определение сторон света осуществляется по признакам природных и местных жилых объектов, а также небесным светилам).

Самым надежным способом можно считать последний, так как не нужно ни карт, ни других элементов ориентирования. А вот самым точным стоить признать способ с применением карты. Тем не менее, лучше заранее запастись необходимым. Как вариант можно приобрести целые наборы:

Темнота и ночное ориентирование

В различных условиях, которые создают человеку некие трудности, ориентироваться на местности становится сложнее. Например, когда передвигаться приходится на ночное время суток, предметы, которые помогут определить местонахождение, оказываются трудно различимыми. Также расстояния кажутся слишком большими, чем это есть на самом деле.

Ночное ориентирование предполагает тщательную подготовку: предварительно на карту маршрута наносят местные предметы, проектирующиеся на фоне звездного неба и располагающиеся точно по маршруту. Такие контрольные ориентиры необходимо наносить довольно часто – через 3-6 км.

Во время ночного движения используют компас и карту с заранее поделенным на небольшие участки маршрутом и нанесенными для каждого прямолинейного отрезка магнитными азимутами. Маршрут изучают предварительно и максимально точно запоминают все намеченные объекты, чтобы как можно реже заглядывать в карту.

Для ночного ориентирования пригодится фонарик для освещения с синим светофильтром – чтобы освещать карту и при этом не ослеплять глаза, а продолжать одновременно наблюдать за местностью.

Можно обойтись без карты, а за ориентир использовать Луну или созвездие. Но тут следует быть внимательным и учитывать, что все небесные объекты, кроме Полярной звезды, движутся по небосклону. Если ориентироваться по Луне, то через каждый час маршрут будет отклоняться на 15º вправо, так как на столько градусов Луна ежечасно смещается по часовой стрелке. Более подготовленные и оснащенные специалисты для облегчения задачи могут использовать приборы ночного видения.

Сложности ориентирования в горах

Осложнение ориентирования на местности приносят и условия ограниченной видимости, к которым относят туман, дым, снегопад, метель, ливень, высокую запыленность воздуха, смог. В таких случаях движение по маршруту осуществляется, как и ночью, только приборы радиосвязи, ночного видения могут подвергаться различным помехам. Частицы пыли, снег, песок при перемещении на большой скорости способны вызвать электризацию антенн, что и снижает возможности таких приспособлений.

Способы ориентирования, исходя из различных видов рельефа, имеют свои особенности.

В горах не всегда можно воспользоваться компасом, так как не редко встречаются участки с магнитными аномалиями. Здесь пригодятся знания об ориентировании по местным природным признакам:

  • камни покрыты мхом и лишайниками преимущественно с северной стороны;
  • почва у камней более сухая с южной стороны (летом);
  • на южных склонах чаще встречаются сосна, дуб, на северных – бук, ель.

Ориентирами в горной местности выбирают самые высокие вершины, скалы, обрывы, а также мосты, любые строения, которые легко распознаются. Движение в горах происходит по тропам, вдоль рек или ручьев, через перевалы. Для ориентирования на подобной местности необходимо изучить рельеф, как можно лучше запомнить, где расположены хребты, долины, самые высокие вершины.

Пески и ориентирование в пустыне

В пустынных местах местных ориентиров в разы меньше, чем в других регионах. Ближайшие водоемы, колодцы, дороги или тропы могут оказаться довольно таки далеко. Но положительная сторона – отсутствие пасмурной погоды. В подобных условиях ориентироваться, скорее всего, придется по Солнцу, звездам и Луне.

Совет : перед тем, как ложиться спать, стоит выложить в виде стрелки направление своего движения. Чтобы ветром не занесло такие пометки, их лучше сделать с камней, обуви или других подходящих предметов.

Можно также ориентироваться на местности по следам животных (например, верблюдов), караванным путям (если есть остатки снаряжения, следы костров), формам барханов и дюн (если есть знания о преобладающих ветрах).

Не стоит забывать и о миражах. Это обманчивое явление возникает в пустыне преимущественно в полдень и может серьезно навредить человеку, сбив его с пути.

Ориентирование в населенном пункте

Зачастую непросто ориентироваться на местности в большом населенном пункте. А все из-за того, что ограничивается обзор. Здесь необходимо так определить маршрут, чтобы максимально уменьшить количество поворотов. Последние лучше выбирать там, где есть легко опознаваемый объект: мост, парк, церковь, промышленное предприятие или любое высокое здание.

Сложнее всего ориентироваться, даже с помощью карты, в разрушенных районах. Здесь лучше использовать навигационную аппаратуру, аэрофотоснимки (новые) и выбрать те ориентиры, которые нельзя уничтожить – вершины, хребты, реки, озера и другие гидрографические объекты – их можно сверять с картой. Также подойдут автомобильные и железные дороги, их разрушения, если таковы будут, могут носить локальный характер, что не помешают общему ориентированию на местности.

В зимнюю пору, когда формы рельефа из-за снега сглаживаются, лучше применять компас. Ориентирами в таком случае будут служить автомобильные и железные дороги, реки, мосты, населенные пункты.

Таблицы видимости и слышимости

В случае отсутствия нужных приборов для максимально точного определения расстояния человеку важно уметь «прикинуть на глаз», сколько метров или километров разделяют его от соответствующего предмета. Также ориентироваться на местности поможет умение «измерять» расстояние по звуку, что тоже приблизит к достижению цели.

Глазомерный способ ориентирования предполагает тренировки зрительной памяти. Для этого необходимо в уме прокладывать отрезок в 50 м, потом 100 и так до 500. Закрепив эти умения в памяти, на деле определять расстояния будет довольно легко.

Стоит запомнить:

1) объекты крупные/ освещенные/ яркого цвета кажутся ближе более мелких/ слабо освещенных/ темных, хотя находятся на одинаковом расстоянии;

2) погодные явления такие, как дождь, туман, сумерки, при насыщенном пылью воздухе рассматриваемый объект кажется дальше, чем при ясной солнечной погоде;

3) на равнине предметы кажутся ближе, а на холмистой поверхности – дальше;

4) в положении лежа объекты кажутся ближе, чем в стоячем положении;

5) скрадывают расстояние огромное водное пространство, разные складки местности, положение солнца сзади наблюдающего;

6) наблюдая снизу вверх, предметы кажутся дальше, чем с вершины.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

р.п.Тонкино Нижегородской области

Методическая разработка раздела

дополнительной образовательной программы

творческого объединения

«Спортивное ориентирование» по теме:

Спортивное

ориентирование

на местности.

Выполнил:

педагог дополнительного

образования ЦДО р.п.Тонкино

Груздев А.К.

Тонкино

2019

Содержание:

    Цели и задачи.

    Пояснительная записка.

    Ожидаемые результаты.

    Мастер-класс "Сценарий дня здоровья" по спортивному ориентировании.

    Вывод.

    Список литературы.

Цели и задачи.

Цель: Формирование всесторонне развитой личности средствами спортивного ориентирования, туризма, краеведения.

Задачи:

Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, литературе и физической подготовки;

Приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

Приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

Обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Умение вести себя в коллективе, выработка.

Пояснительная записка.

В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе-деятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др. Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Ожидаемые результаты.

    Применение знаний по спортивному ориентированию в творческих объединениях спортивной направленности.

    Расширение знаний, умений и навыков в данной области учащимися и педагогом

    Участие в конкурсах и выставках

Знать:

Порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

Вопросы туризма и экологии;

Основы топографии и ориентирования;

Умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

Опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

Порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

Способы преодоления различных естественных препятствий;

Способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

Основные исторические и географические сведения о родном крае;

Уметь:

Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

Преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

Ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

Организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Туризм и спортивное ориентирование дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.

Основы спортивного ориентирования.

Спортивное ориентирование - сравнительно молодой вид в нашей стране, однако, уже имеющий своих верных почитателей практически всех возрастов.

Ключевое слово в названии вида «ориентирование» наводит непосвященных на мысль о размеренной, неторопливой работе с картой на лоне природы. В действительности это стремительный вид кросса на незнакомой местности, связанный с определенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Спортивное ориентирование - соревнования в преодолении на местности с компасом и картой трассы из последовательности контрольных пунктов (КП) и с выбором наиболее рациональных путей движения между ними. Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требуют от них, не только высокой физической подготовки, способности преодолевать естественные препятствия и стойко переносить любые погодные условия, но и точного и быстрого мышления.

Тесный контакт с окружающей средой является элементом экологического воспитания. Все это позволяет называть спортивное ориентирование интеллектуальным видом .

Данный вид спорта имеет важное прикладное значение, прививая качества, которые трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Его можно рекомендовать к изучению, начиная с начальной школы, например, как один из разделов ОБЖ, а так же для учебных заведений, готовящих специалистов, которым необходимы навыки чтения карты и ориентирования на местности (лесная промышленность, горное дело, землеустройство и др.). Умение ориентироваться на местности является важнейшим фактором для успешного прохождения туристского маршрута.

Соревнования по ориентированию

Как правило, в программу туристских слетов и соревнований учащихся включают соревнования по ориентированию - лучшее средство обучения и проверки навыков ориентирования на местности.

В соответствии с «Правилами соревнований по спортивному ориентированию» соревнования подразделяются на следующие виды: ориентирование в заданном направлении, ориентирование на маркированной трассе, ориентирование по выбору.

Ориентирование в заданном направлении

Ориентирование в заданном направлении заключается в прохождении отмеченных на карте и расположенных на местности контрольных пунктов (КП) в заданном порядке. Путь от одного КП к другому команда выбирает по своему усмотрению. Результат команды определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Если команда нарушила порядок прохождения КП или не посетила какой-либо КП, то результат ей не засчитывается.

Дистанции в заданном направлении должны планироваться так, чтобы результат команды в равной степени зависел от ее физической подготовленности и умения ориентироваться. Между контрольными пунктами должно быть несколько вариантов движения: по тропам и дорожкам, напрямик по азимуту, комбинированный. Длина дистанции замеряется по карте линейкой со старта через КП до финиша по кратчайшему пути, причем рельеф местности при этом не учитывается.

Старт в соревнованиях в заданном направлении, как правило, делается раздельным, с интервалом в 5 - 10 минут.

Для отметки прохождения КП используются компостеры, а также цветные карандаши, висящие на КП, которыми команда производит отметку на своей карточке или карте.

Ориентирование на маркированной трассе

Ориентирование на маркированной трассе проводится, как правило, зимой, хотя возможно использование его и в программе летних туристских соревнований.

Команда на старте получает карту с нанесенной точкой старта. Двигаясь по размеченной дистанции, команда на своем пути встречает КП, местоположение которого она должна указать проколом булавкой на карте. Прокол должен быть сделан до выхода со следующего КП и перечеркнут крест-накрест цветным карандашом, висящим на этом КП.

Результат команды определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции плюс штраф за неправильное нанесение КП. За каждые два миллиметра ошибки в нанесении местоположения КП дается штраф: 1 минута за ошибку от 2 до 4 мм, 2 минуты за ошибку от 4 до 6 мм, 3 минуты - свыше 6 мм. На каждом КП первые 2 мм ошибки не штрафуются. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, равен 5 минутам.

Дистанция соревнований на маркированной трассе планируется так, чтобы команда находилась в постоянном напряжении, постоянно сравнивала карту и местность. Но при этом у команды должна быть возможность определить местоположение КП, не сходя с трассы.

Старт в соревнованиях на маркированной трассе дается, как правило, раздельный, с интервалом в 5 минут. Карта команде выдается за 1 минуту до старта, чтобы она успела прикрепить ее на планшет.

Ориентирование по выбору

Ориентирование по выбору - наиболее приемлемый вид ориентирования на туристских соревнованиях, где стартует большое количество участников с разным уровнем подготовки.

В отличие от соревнований в заданном направлении ориентирование по выбору дает большую свободу действий команде. Ведь дистанция соревнований в заданном направлении, где команда пока не найдет первый КП, не может следовать дальше, а также маркированная трасса ставятся начальником дистанции в расчете на определенную степень подготовки, которой не имеют многие участники туристских слетов. Поэтому эти дистанции или непосильны новичкам (не служат целям обучения), или слишком просты для ребят, которые уже участвовали в таких соревнованиях. В отличие от заданного направления, в ориентировании по выбору уже не начальник дистанции, а команда планирует себе дистанцию по своим силам. Очень большой эффект имеет штраф за превышение контрольного времени, который не позволяет команде опаздывать на финиш, а неподготовленную команду удерживает в районе старта-финиша. Вследствие этого в соревнованиях по выбору очень редко приходится разыскивать заблудившихся участников, как это часто бывает в соревнованиях в заданном направлении. Привлекает еще и то, что соревнования по выбору обычно занимают мало времени, в них облегчен подсчет результатов.

В правилах соревнований по спортивному ориентированию определяется несколько видов соревнований по выбору. Один из них - когда команда из большого количества контрольных пунктов, установленных на местности, должна посетить определенное количество, например, пять, и ее результат определяется по затраченному на это времени.

В практике туристских соревнований школьников имеется еще несколько разновидностей соревнований по выбору, которые стали традиционными и полностью себя оправдали. Они заключаются в следующем. Каждая команда получает карту, на которой нанесены контрольные пункты, имеющие оценку в очках. Команда должна набрать как можно больше очков, но при этом не превысить контрольное время. За превышение времени из результата вычитаются штрафные очки - определенное количество за каждую просроченную минуту. Побеждает команда, имеющий наибольшее количество очков.

При планировании дистанции соревнований по выбору можно предложить несколько вариантов. Один из них - когда стоимость КП определяется трудностью его отыскания. Чем дальше КП удален от старта, чем сложнее его найти, выше он оценивается. В этом случае старт и финиш рекомендуется размещать в центре района, чтобы было больше вариантов движения. Все контрольные пункты имеют одинаковую оценку - по одному (два, три) очка, а результат команды определяется количеством взятых КП. При этом старт и финиш разносятся между собой на расстояние, не превышающее одного километра, и по пути со старта на карте должна быть видна группа КП, которая является направляющей на финиш. Слабо подготовленная команда сразу же со старта может двигаться на финиш, при этом она проходит через обязательный КП, стоящий в начале финишного коридора, то есть получает результат, так как умеет ориентироваться в рамках, необходимых туристу.

Так как наибольшую сложность в соревнованиях по выбору представляет отсутствие у некоторых участников часов, то контрольное время необходимо устанавливать в пределах, в которых школьники более-менее ориентируются. Это, например, 40 минут, то есть продолжительность урока. Эту величину ребята обычно выдерживают. Если возможно, следует использовать и технические средства для извещения участников об истечении контрольного времени. Это мегафоны, автомобильные сигналы и тд. Перед стартом объявляется, когда будет подаваться такой сигнал, чтобы команда могла даже без часов представить, сколько времени у него в запасе.

Дистанции соревнований по выбору должны удовлетворять следующим требованиям:

    желательно, чтобы ни одна команда за контрольное время не смогла найти все КП, поэтому на местности устанавливается большое количество контрольных пунктов;

    дистанция должна быть спланирована так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения команд.

В связи с этим серьезные требования предъявляются к карте. Карта соревнований по выбору должна быть скорректирована по всей площади, особенно подробно должны быть прорисованы районы контрольных пунктов. КП должны стоять на твердых ориентирах и быть заметны с расстояния 5-25 метров. Рекомендуется контрольные пункты ставить на точечных и небольших площадных ориентирах - в ямках, на бугорках, на маленьких полянках, на пересечении тропинок и т.д. Очень важно, чтобы они были видны со всех сторон во избежание скопления команд в районе КП.

При постановке дистанции необходимо правильно оценить уровень подготовки команд. На школьных или районных соревнованиях, чтобы облегчить задачу участникам, необходимо ставить КП на более грубые ориентиры - не на маленькой полянке, а на краю большой поляны, на развилке оврагов, на перекрестке дорог и т.д.

Виды туристского ориентирования

На туристских слетах можно проводить также соревнования, состоящие из различных заданий или упражнений по ориентированию и топографии.

Движение по легенде

Участники получают задание пройти участок маршрута по описанию с указанием расстояний в метрах и угловых величин в азимутах. Например: «Со старта двигаться по тропинке, уходящей по азимуту 56°; пройдя 400 метров до перекрестка, свернуть на просеку (азимут 90°) и т.д.».

Азимутальный маршрут

Участники получают задание пройти маршрут по отрезкам с указанием азимута и расстояния в метрах.

Движение по обозначенному маршруту

Участники получают карту с нанесенной линией движения, двигаясь в соответствии с которой, они проходят через КП (пикеты), не обозначенные на карте, служащие подтверждением правильного выполнения задания.

Возможны также следующие задания или упражнения, и их сочетания: глазомерная оценка расстояний; измерение длины маршрута по легенде; прокладывание азимутального маршрута; нанесение уточнений на карту; поиск объектов с помощью карты; поиск объектов по заданным азимутам; определение точки стояния на карте (привязка); знание топографических знаков и другие.

Величины штрафов устанавливаются судьями в зависимости от объема требований и должны быть заранее оговорены в условиях соревнований.

Командные соревнования по ночному ориентированию

Большой популярностью у ребят пользуются ночные командные соревнования по ориентированию, которые проводятся по типу «Контрольного туристского маршрута», однако в его программе нет технических этапов, а включены только этапы, связанные с различными видами ориентирования.

Ориентирование без карты

Это одна из простейших систем соревнований младших школьников, которые можно включить в программу туристского слета. Цель соревнований - научить ребенка сопоставлять реальную местность с ее условным изображением на карте и определять, таким образом, свое местонахождение. При этом участники соревнований не пользуются картами и не имеют при себе компасов и специальных планшетов.

Соревнования проводятся только на маркированной трассе. Это объясняется, прежде всего, требованиями безопасности в связи с низкой квалификацией участников и отсутствием у них определенных навыков. В зависимости от вида соревнований (личные, лично-командные) проводится жеребьевка и определяется порядок старта. Как правило, готовится одна дистанция с раздельным стартом. Порядковые нагрудные номера при этом не имеют особого значения. Главное, чтобы карточка, а это единственный предмет, который будет находиться у команд на дистанции, была правильно заполнена. Поэтому карточки и образец их заполнения, а также условия проведения и условные знаки необходимо вручить каждому представителю команды заранее.

В чем же заключается задача команд? Двигаясь по маркированной трассе, она встречает на своем пути КП. На веревке, растянутой поперек движения, подвешены таблички (30x30), на которых изображены порядковый номер КП (1,2,3) и три фрагмента карты (А, В, С). Фрагменты представляют собой изображения трех различных ситуаций местонахождения данного КП. В случае отсутствия какого-либо картографического материала подготовка фрагментов выполняется заранее следующим образом. С помощью топографических знаков или простейших знаков для спортивного ориентирования человек, более или менее знакомый с ориентированием, цветными ручками изображает в примерном масштабе местонахождение КП и прилегающие к нему ориентиры. Один фрагмент отражает действительную картину, а два других - условные ситуации. Каждый КП дополнительно оборудован одним экземпляром условных знаков на тот случай, если участнику необходима «подсказка», а также несколькими карандашами одного цвета. Карандаши и таблички лучше всего укреплять не на веревке, а на одножильном проводе, чтобы их легче было вращать в разные стороны и чтобы они не запутывались во время работы.

Команда, прибывшая на КП, должна визуально на месте оценить ситуацию, в которой она находится, выбрать из предложенных вариантов правильный, карандашом данного КП вписать нужную букву (А, В, С) в соответствующую клеточку своей карточки.

Выигрывает команда, которая быстрее преодолеет предложенную дистанцию и даст как можно больше правильных ответов. За каждый неправильный ответ команда получает штраф 2 мин., который прибавляется к беговому времени. Такой же штраф команда получает за отсутствие отметки в карточке, за лишнюю отметку и за несоответствие отметки цвету карандаша КП.

По данной методической разработке можно проводить спортивно-воспитательные мероприятия в любой школе любого населенного пункта, начинать можно с близлежащего к школе района, как, и представлено в данной методразработке. Также проведение мероприятия можно перенести в места, где наиболее сосредоточены исторические достопримечательности и памятники архитектуры, это поможет учащимся лучше изучить и узнать свою малую Родину и быстро в ней ориентироваться.

Прохождение маршрута можно построить по-разному. В данной методразработке возможно прохождение маршрута по карте или картосхеме с выполнением заданий на этапах, введением контрольного времени. Варианты могут быть самые разнообразные, все зависит от фантазии и изобретательности организаторов.

Проведение туристского слета - наиболее распространенная форма организации досуга детей. Он вызывает всегда огромный интерес у детей при правильной, интересной и содержательной его организации.

Еще одной привлекательной стороной является сравнительная простота организации массовых соревнований, для которых не обязательно наличие спортивных залов, площадок и стадионов, дорогостоящего оборудования и инвентаря.

Спортивное ориентирование - один из немногих видов , где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке ориентировщика два основных компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности.

Организация соревнований по спортивному ориентированию

Выбор района соревнований и подготовка тиража спортивных карт для соревнований подбираются заселенные участки местности (карта прилагается), парки и зоны отдыха, расположенные неподалеку от учебного заведения. Районы массовых соревнований должны отвечать определенным условиям (площадь не менее 2 км, хорошие ориентиры, ограничивающие район соревнований, отсутствие опасных мест, достаточная проходимость, наличие укрытий от непогоды в районе старта-финиша).

Один из важных этапов при подготовке массовых соревнований - подготовка спортивных карт. Как правило, на картах печатается памятка в виде таблицы условных знаков (Приложение № 2), что облегчает их изучение и помогает при прохождении дистанции зачетных соревнований. Для проведения соревнований учащихся рекомендуется использовать многоцветные карты и только при их отсутствии прибегать к черно-белым, выполненным фотоспособом.

Оборудование дистанции и центра соревнований. Для оборудования центра соревнований и дистанций привлекают 3-4 человека, имеющих опыт работы в качестве начальников дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию. Наиболее важно в работе службы дистанции планирование трассы, при котором не следует увлекаться постановкой сложных КП, но и нельзя допускать, чтобы соревнования превратились в кросс по дорогам.

Если же особенности местности не позволяют выдержать эти параметры, допустимы небольшие отклонения в сторону уменьшения длины дистанции с одновременным увеличением количества КП.

Для подготовки дистанции в соответствии с рекомендованными параметрами целесообразно располагать КП так, чтобы средние расстояния между ними составляли около 500 м. Этому соответствует их размещение в вершинах равносторонних треугольников с длиной стороны 500 м.

Для оборудования КП используют стандартные красно-белые призмы. Иногда для КП используют деревья, углы заборов. Контрольные пункты оборудуются средствами отметки, с которыми участники соревнований лучше всего знакомы. Наиболее часто для этих целей используют цветные карандаши. При использовании карандашей их прочно прикрепляют на проволоке или веревке к КП. На каждом КП вывешивают 2-4 карандаша одинакового цвета. Их нужно подобрать таким образом, чтобы не было КП с одинаковым или близким по цвету комплектом карандашей. Карандаши тупо затачиваются с двух сторон и привязываются за середину.

При оборудовании стартовых и финишных коридоров применяют гирлянды из разноцветных флажков, а также щиты старта и финиша. Финиш устраивают так, чтобы обеспечить прием участников со всех вероятных направлений. В районе старта-финиша рекомендуется оборудовать щит информации. На нем вывешивают образцы заполнения контрольных карточек, контрольные карты соревнований и оперативную информацию о предварительных результатах, финишировавших команд.

Подведение итогов соревнований. Обработку результатов соревнований осуществляют 2-3 судьи-секретаря. Они по карточкам финишировавших команд подсчитывают результаты, а также проверяют правильность отметки на КП. В каждой клетке контрольной карточки должна быть сделана любая пометка карандашом, висящим на КП. Число отметок должно соответствовать числу КП.

При проведении командного, первенства составляют еще и протокол соревнований отдельно командных результатов, где указываются количество набранных членами группы очков и занятое место. Протоколы составляют в двух экземплярах

Мастер класс "Сценарий Дня Здоровья" (спортивное ориентирование).

Спортивное ориентирование не только развивает физические качества ребенка (скоростную и общую выносливость, ловкость и координацию движений), но и умственные способности. Предлагаемые дополнительные задания, мини-конкурсы способствуют расширению кругозора детей, закрепляют ранее полученные навыки. А групповая форма игровых занятий в спортивном ориентировании содействует развитию навыков коллективной работы и укреплению командного духа.

В основе данной разработки – игры-задания по спортивному ориентированию.

Представленные игры рассчитаны на детей разных возрастных групп. Одни – подойдут учащимся начальных классов, другие – только старшеклассникам. Большинство же игр рекомендуем проводить с учащимися пятых-шестых классов. Именно в этом возрасте дети на уроках географии изучают планы, схемы, учатся «читать» карту; знакомятся с такими понятиями, как масштаб карты, азимут, условные знаки; умеют пользоваться компасом и находить свое местоположение на карте. При желании игры можно обогатить разнообразными заданиями из других предметных областей или разработать свои варианты той или иной игры.

«Зашифрованное слово»

До начала соревнования судьи придумывают слово-шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «компас», «звезда», «палатка»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько букв в слове-шифре. Затем судьи устанавливают (прячут) контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша и указываются районы, непригодные для бега (если есть). Общая протяженность дистанции не должна превышать трех километров.

Контрольный пункт представляет собой бумажную двухцветную призму (красно-белую). Граница цвета проходит по диагонали. В верхней (белой) части контрольного пункта указывается буква магического шифра.

Затем каждой команде выдается карта с нанесенными контрольными пунктами и карточка команды (Приложение №3). Карточка команды имеет клетки, в которые будут вноситься буквы магического шифра и таблица, в которую команда должна будет заполнять составленными словами.

Команды игры-соревнования выходят на старт согласно заранее проведенной жеребьевке с нагрудными номерами (интервал между командами – 2-3 минуты). Каждой команде дается 1 час на поиск всех контрольных пунктов, составление слов и возвращение на финиш. Команда вправе находить контрольные пункты в любой последовательности (ориентирование по выбору). Подбегая к контрольному пункту, команда переписывает на свою карточку букву магического шифра в специальную ячейку. Правилами игры не требуется обязательного нахождения всех контрольных пунктов. Уже имея запас из трех-четырех букв, команда может начинать составлять слова. Это должны быть имена существительные в единственном числе и именительном падеже. Неправильно написанные слова не засчитываются. Запрещается использовать имена и географические названия. Все составленные слова участник записывает в таблицу на карточке. Чем больше контрольных пунктов (букв) сможет найти команда, тем больше слов она сможет составить, и чем быстрее команда найдет контрольные пункты, тем больше у нее времени будет на обдумывание и составление слов.

Главная задача – придумать наибольшее количество слов из букв магического шифра за отведенное время.

Победителем игры-соревнования является та команда, которая составит наибольшее количество слов из магического шифра или первой разгадает слово-шифр. При равенстве показателей разрабатываются дополнительные условия. Команды, не уложившиеся в контрольное время, считаются неправильно выполнившими задание.

Необходимо присутствие судей на старте, финише и контрольных пунктах (КП), где в их обязанности входит контроль за правильным прохождением командами КП, установка и снятие КП после игры.

«Выживание в природной среде»

Вначале учащиеся знакомятся с правилами игры. Перед стартом каждый участник или команда получает карту местности с обозначенными на ней местом старта и первым контрольным пунктом. На первом КП команду встречает судья, который предлагает участникам ответить на один вопрос – в нашем случае о лекарственных растениях. Предлагается несколько вариантов ответов (вариантов может быть и больше, но остальные должны быть заведомо легкими) и только один – правильный. Например, на вопрос: «Какое растение можно приложить к ране вместо антибактериальных средств?» предлагаются следующие варианты ответов:

1.Лопух. 2. Мать и мачеха. 3. Подорожник.

4. Ромашка. 5. Одуванчик

Команда выбирает и сообщает судье свой вариант ответа. Судья не дает никаких комментариев, а рисует на карте команды следующий КП. Причем, если предложенный вариант оказался правильным, то судья рисует «истинный» второй КП. А если вариант ответа оказался неправильным, то судья рисует «штрафной» КП. Отыскивая следующий пункт, команда не знает, правильно ли ответила на вопрос. На штрафном КП команду встречает другой судья, который предлагает им не вопрос, а определенное задание (это своеобразный штраф за неправильный ответ на предыдущем КП). Заданием может быть: уборка мусора, оставленного нерадивыми туристами, установка заранее приготовленного скворечника, посадка деревьев, сбор разбросанных старых веток и т.д.

После выполнения задания судья на штрафном КП рисует в карте «истинный» второй КП и сообщает правильный вариант ответа на предыдущий вопрос.

На втором, третьем, четвертом КП порядок игры сохраняется.

После прохождения последнего КП (в случае правильного ответа) или после выполнения последнего штрафного задания судья рисует в карте команды место финиша. Тот участник или команда, которая придет к финишу первой, является победителем игры.

Предлагаемое число контрольных пунктов не больше пяти. В противном случае существенно увеличивается время игры. Для ее проведения потребуется большое количество судей, хорошо читающих карту. Необходимы также подходящие условия для выполнения штрафных заданий.

Спортивное ориентирование – это необыкновенно интересный и интеллектуальный вид , спорта сильных, смелых, талантливых и богатых духом людей, неразрывно связанных с природой. А через нее и с нашими историческими корнями, со всем тем, что зовется нашей малой Родиной.

Соревнование проводится в районе школы (Приложение №1).

В спортивном ориентировании участвуют все учащиеся 5-11 классов, кроме освобожденных на данный день по здоровью. За каждого ученика, не принявшего участие в соревновании по неуважительной причине, команде даётся 5 минут штрафа.

Все классы с интервалом в 5 минут уходят на дистанцию. Перед стартом команде выдаётся план-схема контрольных пунктов (Приложение №1), которые нужно найти, карту участника соревнования (Приложение № 2) и даётся краткий инструктаж, как им пользоваться.

Передвижение по дистанции смешанное – бег чередуется с ходьбой.

Спортивное ориентирование – командное соревнование. Впереди передвигаются более сильные ребята, которые первыми ищут контрольные пункты. Замыкают колонну класса тоже физически подготовленные ученики, которые помогают отстающим.

Как только очередной пункт найден, и последний участник команды подошёл к нему, судья на план-схеме делает отметку.

На финише учитывается, сколько было найдено контрольных пунктов. При одинаковом количестве найденных пунктов учитывается среднее время первого и последнего члена команды.

Команды соревнуются по параллелям: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. Педагог - организатор, преподаватели физической культуры и члены спортивного объединения «Орленок» являются судьями.

Ученики 9-11 классов по желанию могут соревноваться в личном первенстве.

Ученики 5-6 классов уходят со старта с классным руководителем, классным воспитателем и родителем, хорошо знакомым с местностью, на которой проводится спортивное ориентирование.

5-6 классы ищут 5 контрольных пунктов (около 3км). 7-8 классы ищут 6 пунктов (около 3,5км), 9-11 классы ищут 10 пунктов (около 5 км).

Территория, на которой проводится соревнование, должна быть хорошо знакома большинству членов команды. Дистанция передвижения не должна пересекать автомобильные дороги, иметь опасные участки (ямы, полуразрушенные строения и т.д.). Желательно, чтобы место проведения праздника было зоной для прогулок местных жителей.

Дистанция соревнования должна быть закольцована и проходить по хорошо просматриваемой дороге. Контрольные пункты должны располагаться в зарослях с обеих сторон дороги (не далее 100м от дороги), с таким расчетом, чтобы с дороги пункт не был виден, а с пункта дорога угадывалась.

Судей на контрольном пункте должно быть не менее 3-х человек.

В течение часа класс бегает по территории в поиске КП. За счёт эмоционального подъёма физическая нагрузка переносится намного легче.

Ученикам такие соревнования очень нравятся. Кроме того, спортивное ориентирование содействует умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогает познавать и понимать природу.

Приложение

Условные знаки «На память». Рельеф

Горизонтали:

Утолщенная;

основная;

вспомогатель.

Направление ската, бергштрих

Горизонтали

Земляной обрыв

Земляной вал, земляная насыпь

Маленький или разрушенный земляной вал

Промоина больше 1 м

Промоина больше 0,5м до 1 м

Холмы, бугорки

Внемасштабные, маленькие бугорки

Вытянутые маленькие бугорки

Ямы

Микрояма

Микро-

воронка

Микронеров-

ности

Особый объект рельефа (нора, муравейник…)

Скалы и камни

Непреодолимая скальная стена

Скалы-останцы

Преодолимый скальный обрыв

Скальная яма, выработка

Пещера

Большой камень, валун

Особо большой камень

Каменистое поле, много валунов

Группа валунов в одном месте

Каменистый грунт

Открытый песок

Чистая, пробегаемая скала

Гидрография и болота

Большой водоем

Маленький водоем

Лужа

Непреодолимая река

Преодолимая река

Ручей

Канава с водой

Пересыхающая канава

Непреодолимое болото

Труднопроходимое болото

Заболоченность, мокрый грунт

Колодец

Родник, ключ

Особый объект гидрографии фонтан, гейзер

Растительность

Умение ориентироваться на местности поможет выбрать правильный путь к намеченной цели. Выяснить, где находится объект следования и определить свое местонахождение, помогут способы, рассмотренные в статье.

🌎 С помощью карты

В случае наличия карты определится на местности поможет правильное ее расположение относительно характерных объектов.

Дороги, реки, линии электропередач – отличные базы для ориентировки. Карту требуется расположить так, чтобы направление линий этих объектов совпадало с реальностью.

При этом видимые отличительные предметы должны располагаться со стороны (справа или слева), соответствующие действительности.

💡 Если известна точка расположения и в зоне видимости есть объект, обозначенный на карте, ее располагают по направлению виртуальной линии «точка местонахождения – видимый объект».

По компасу

Компас – устройство по которому можно определить стороны света, стрелка его всегда направлена на север.

Во время путешествия надо выбрать заметный ориентир, например реку. В перпендикулярном направлении от русла реки отойти на некоторое расстояние, сохраняя ее в поле видимости. Повернуться к реке по направлению движения и активировать компас.

Совместить стрелку компаса с нулевой отметкой. Фиксируем угол между направлением движения и направлением стрелки. Чтобы найти дорогу назад, во время движения старайтесь сохранять этот угол неизменным.

При пользовании компасом надо знать, что его действие основано на взаимодействии с магнитным полем земли.

Оно может искажаться из-за влияния электромагнитных полей внешних факторов: линий электропередач, закопанных трубопроводов и других подобных причин. Поэтому перепроверка показаний компаса лишний раз не помешает.

По карте и компасу

В этом варианте вертикальные линии координатной сетки карты совмещают с продольной осью магнитной стрелки компаса. При этом учитывают, что верхняя часть карты совпадает с направлением на север.

Такой способ ориентации карты применяют в местности, где отсутствуют четкие ориентиры. Он не учитывает поправку на магнитное склонение.

🌞 Ориентирование по светилам

По солнцу

При отсутствии карты и технических средств навигации, определиться на местности можно с помощью солнца.

Основан метод на общеизвестном факте, что солнце, например осенью и весной, всходит на востоке и заходит на западе. В полдень солнце находится направлением на юг и самая короткая тень случается в 13.00, указывающая на север.

Найти предмет образующий тень не проблема, а вот для получения очертаний тени на болотистой местности необходимо застелить землю материалом на котором она будет видна.

По солнцу и часам

Для определения сторон света помогут солнечная погода и наручные часы со стрелочным циферблатом.

Часовую стрелку надо направить в направлении солнца, тогда биссектриса угла, образующегося между направляющей на солнце и линией, направленной на цифры 1 (13) циферблата, покажет направление север-юг.

При чем впереди будет юг, сзади север. До 13.00 для определения сторон света используют левый угол, после – его зеркальное отражение.

а) до полудня; б) после полудня

По луне

Здесь надо знать определенные различия по времени года.

🌒 В начале лета при растущей луне, в районе 7 часов вечера, она находится на юге, а к 1 часу ночи перемещается на запад.

🌘 В конце лета, при убывающей луне, к 7 часам вечера она располагается на востоке и ближе к полуночи на севере.

🌕 При полнолунии, когда луна находится против солнца, стороны света определяются с помощью часов, где вместо солнца часовая стрелка совмещается с направлением на луну.

⭐ Ориентирование по звездам

Звездное небо северного полушария

В северном полушарии стороны света определяются по созвездию Орион. Одна из звезд Ориона (Минтака) находится над небесным экватором и при восходе укажет точное направление на восток, при заходе соответственно на запад.


Звездное небо южного полушария

В южном полушарии находится созвездие Южный Крест. С его помощью определяют стороны света в этой части земли. Созвездие представляет собой четыре небесных тела, находящихся попарно друг против друга, напоминающие крест.

Линия, проведенная вдоль светил, образующих вертикальную часть креста, показывает направление север-юг. Юг находится в нижней части этой линии. Восток будет слева, запад – справа.


Ориентирование по полярной звезде

Пожалуй самый популярный способ ориентирования по астрономическим светилам. Он известен с древнейших времен. Основной навык здесь заключается в нахождении этой звезды на небесном своде. Полярная звезда всегда находится на севере.

Вначале находят созвездие Большой Медведицы. Это семь звезд, которые образуют большой ковш. Через две первых звезды большого ковша проводится прямая, длина которой равна пяти расстояния между взятыми звездами.

У края ручки малого ковша (малой медведицы) будет находится Полярная звезда. Направление взгляда на нее укажет где находится север, сзади будет юг, по левую руку – запад, по правую – восток.


Полярная звезда присутствует на небосклоне всегда, независимо от времени года и времени суток. Она видна из любой точки северного полушария.

🌳 Ориентирование по лесу

По деревьям

При попадании в лесной массив и необходимости в нем сориентироваться, найдите одиноко стоящее дерево. В первую очередь обратите внимание на крону дерева.

С южной стороны она густая, ветви более крупные. Кора дерева более сухая и светлая, чем с северной стороны.

По мхам и лишайникам

Мхи и лишайники не любят свет и тепло, поэтому предпочитают произрастать на северной стороне деревьев или камней. Однако в дремучих лесах, куда свет практически не попадает, они растут по периметру всего дерева.

Поэтому определить направление север-юг возможно с большой долей погрешности, ведь разделить четко ствол дерева на южный и северный практически невозможно.

По животным

При внимательном наблюдении за животными можно заметить влияние расположения сторон света на их поведение.

  • Перелетные птицы осенью летят строго по направлению юга, а весной в северном направлении.
  • Ласточки на обрывистых берегах делают гнезда с северной стороны.
  • Дятлы, совы и многие другие пернатые располагают свои жилища с южной стороны.
  • В теплое время года поведение бабочек поможет в определении сторон горизонта. Чтобы меньше испытывать перегрев от теплого солнца, бабочка во время отдыха на цветке поворачивается узкой стороной крыльев к источнику тепла. Так, утром, сложенные крылья направлены к востоку, в полдень к югу, а вечером к западу.

При определении способа нахождения сторон горизонта по поведению животных не ограничивайтесь одним способом. Чтобы исключить ошибки воспользуйтесь несколькими вариантами.

По муравейникам

В лесу возле деревьев и пней часто встречаются муравейники. По их расположению можно определить направление север-юг. Муравьи располагают свои домики к югу от ближайшей к ним растительности.

Эти маленькие труженики любят солнце, которое с южной стороны лучше греет. Следует обратить внимание, что муравейники с северной стороны имеют крутой скат, с южной они пологие.


Азимут определяется как угол между направлениями на север и объектом следования (ориентиром).

Определить его можно, положив на горизонтально расположенный компас указатель, например, граненый карандаш. Измерив угол между осью карандаша и направлением стрелки компаса, получим значение азимута.

Для ориентирования в условиях плохой видимости составляют схемы маршрута, где указываются значение азимута и примерное расстояние между характерными предметами местности. Последовательно переходя от одного предмета к другому, определяя азимут указанным выше способом, проходят весь маршрут до конца.

Во время пути регулярно проверяйте азимут, чтобы не сбиться с верного направления.

По горизонту

В северных широтах в летнее время заходящее солнце находится близко к горизонту. Этим создается разница в освещенности северной и южной сторон неба.

Северная сторона более светлая. Во время арктической полярной ночи все наоборот – северная часть неба наиболее темная.

По рельефу

Рельеф склонов, особенно в горных районах Сибири, обусловлен их направленностью к югу или северу. Южные склоны более пологие. Весной они раньше освобождаются от снега и быстрее размываются талыми водами и дождями.

Северные склоны наоборот круче. Они дольше остаются под снежным покровом, лучше увлажняются, тем самым меньше подвергаясь разрушению. Рельеф склонов безошибочно позволяет определить стороны света.

⛄ По таянию снега

Во время таяния снега создаются предпосылки для определения северного и южного направлений. Особенно характерно это проявляется на пригорках и бугорках.

С южной стороны таяние снега происходит более интенсивно, поэтому они выглядят плавными. С северной стороны снег сохраняется дольше.

По тени

Для ориентирования по тени нужна только метровая палка. Для начала требуется воткнуть ее в землю и отметить конец тени. Через 15-20 минут тень переместится, конец этой тени также зафиксировать с помощью палки.

Концы обоих теней соединить с помощью метровой палки. Сделать шаг на величину метровой палки. Начало шага на месте первой метки, конец в конце метровой палки.

Здесь важно учитывать время проведения определения стороны горизонта. Если действие происходит до полудня, начало шага выполнять правой ногой.

Если после полудня, то левой. В процессе выполнения шага туловище будет разворачиваться и в конечном итоге лицо повернется в направлении севера.

⛪ По постройкам

Существуют определенные правила построения религиозных храмов, которые связаны со сторонами света. Это хорошие ориентиры для замены навигационных приборов.

  • В православных церквях алтари направлены к востоку, а колокольни к западу.
  • Кресты состоят из нескольких перекладин, причем нижняя выполнена с разными по высоте концами. Нижний опущенный конец показывает направление на юг, верхний на север.
  • Просеки в больших лесных посадках вырубаются строго по направлениям север-юг и восток-запад. На пересечениях просек ставятся столбы с обозначением номеров прилегающих кварталов. Номера проставляются в верхней части столбов на каждой из четырех его граней. Ребро между гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север.
  • Принципы сознательного ориентирования закладывались с древних времен. Боковые грани древнеегипетских пирамид расположены по направлению сторон горизонта.

Способы определения расстояний на местности

При ориентировании на местности большую роль играет определение расстояний между объектами. Конечно, выполнить измерение расстояния можно быстро и точно с помощью специальных приборов. Однако они не всегда есть под рукой, приходится использовать подручные средства и собственное зрение.

По эталонам

Знание размеров определенных предметов помогает определить расстояние до объекта.

Обычно за эталонные размеры принимаются части человеческого тела: длина указательного пальца, расстояние вытянутой руки и т.п.

Можно запомнить, а еще лучше записать в блокнот, величины предметов, которые всегда находятся под рукой: спичка, ложка, вилка и другие.

Размеры этих предметов дают возможность составить пропорцию для определения расстояний. Просто надо сравнить эталонный предмет с размером видимой части объекта до которого определяется расстояние – во сколько раз он меньше эталона.

По угловым размерам

Угловые размеры напрямую зависят от линейных. Этой зависимостью пользуются при определении расстояний.

Угловые размеры измеряют с помощью приборов наблюдения, биноклей по шкалам этих устройств. Выражаются они в тысячных. Однако пальцы рук, ладони, кулаки могут заменить угломерный прибор, если знать сколько в них заключается тысячных.

Так, например, отрезку в 1 мм, удаленному от глаз на 50 см, соответствует угол в две тысячных. Эти данные при сравнении предметов позволяют определять линейные расстояния.

По линейным размерам

В этом способе в замерах принимает участие обычная миллиметровая линейка. Она располагается на расстоянии 50 см от глаз и с ее помощью измеряется видимая часть требуемого объекта.

Действительные размеры его известны. С помощью метода пропорций и результатов измерений вычисляется искомое расстояние.

Определение на глаз

Этим методом пользуются хорошо тренированные люди, обладающие навыками укладывать на местности представляемую меру (100, 200 метров). От натренированности проводящего замеры зависит точность измерения.

По видимости объектов

Этот метод основан на предельных значениях, когда человек с нормальным зрением способен видеть и различать определенные предметы. Эти расстояния индивидуальны для каждого человека.

Человеческий глаз не адаптирован к различию предметов в ночное время. Днем он видит значительно лучше. Сравнительные данные даны в таблице. Условия – равнина, отсутствие искусственной засветки, ясная погода.

Таблица видимости предметов днем и ночью

Измерение расстояния шагами

Часто используется при составлении схем маршрута при движении по азимуту. Обычно шаги считаются парами. После каждой сотни пар шагов рекомендуется сделать остановку, занести результаты в какой-нибудь блокнот и продолжить снова.

Шаг среднего человека равен 0,7-0,8 м. При приближенном измерении длину пары шагов принимают 1,5 м.

Погрешность в измерении расстояния шагами в зависимости от условий движения равна 2-5% от длины измеренного пути.

По спидометру

При составлении схемы движения по которой предполагается движение на автомобиле, используется спидометр. Расстояние принимается как разность в показаниях спидометра в начале и конце пути. Показания получаются несколько больше, чем действительные.

Это вызвано проскальзыванием колес при движении, недостаточным давлением в шинах. Для дорог с твердым покрытием поправка принимается 3-6%, для грунтовых дорог – 8-12%.

По времени и скорости движения

При известной средней скорости движения объекта засекают время прохождения пути и тем самым определяют пройденное расстояние.

Так, средняя скорость пешехода принимается равной 5 км/час. Если он был в пути 2 часа, то расстояние, которое пешеход преодолел равно 10 км.

По звукам

В условиях ограниченной видимости (ночь, туман) или сильно пересеченной местности важно иметь хорошее звуковое восприятие. Далеко не каждый может определить характер звука и расстояние до его источника. Такая способность достигается ценой постоянных тренировок.

Различные погодные условия, влажность воздуха влияют на скорость распространения звука. Ветер, дующий в сторону человека скрадывает истинное расстояние, а от него – увеличивает.

Сухая земля передает звуки лучше, чем воздух. Поэтому в ночной тишине прикладывают ухо к земле.

Таблица слышимости звуков

Слышимость звуков зависит от многих параметров. В таблице приведена усредненная дальность на которой можно различить характер звука.

По свету

Из таблицы видимости предметов днем и ночью видно, что костер в ночное время обнаруживается на значительно большем расстоянии, чем днем. Это свойство световых сигналов широко применяется в фиксировании направлений при ориентации на местности.

💡 Во время ведения боевых действий одной из воинских единиц в условиях трудного рельефа, темной ночью, применялся необычный способ ориентирования на местности. Над заранее выбранными пунктами самолетами выбрасывались светящиеся авиабомбы. Благодаря такой световой ориентации воинское подразделение успешно вышла на нужные позиции.

По соотношению скоростей звука и света

Скорость света равна 300 000 км/с, то есть свет распространяется почти мгновенно. Скорость звука имеет конечную величину, равную 330 м/с. Вследствие этого свет от вспышки и звук от нее имеют разницу во времени.

Это позволяет, определив время задержки звука, вычислить расстояние до места вспышки. Например, услышав звук вспышки через 9 секунд, расстояние до нее будет рано примерно 3000 метров.

🕴 Определение размеров по росту и тени

В солнечный день предмет, размеры которого надо измерить и ваш силуэт отбрасывают тень. Длину теней возможно измерить, например, шагами. Зная свой рост через метод пропорций легко рассчитать размер предмета.

В пасмурную погоду надо воспользоваться шестом равным по длине вашему росту. Шест надо установить на таком расстоянии от дерева, чтобы из положения лежа с упором ногами в шест, верхушка предмета была видна на одной прямой с верхушкой шеста. Тогда высота предмета будет равна расстоянию от головы до его основания.

Определение времени без часов

При необходимости сориентироваться во времени при отсутствии часов, существует достаточно много способов для этого. Приведем несколько наиболее популярных.

1️⃣ При наличии солнечной погоды и хорошо просматриваемой линии горизонта понадобятся только ладони. На ладони необходимо согнуть большой палец (чтобы он не мешал). Мизинец совместить с линией горизонта.

Если между ладонью и солнцем осталось свободное место, установить на первую ладонь вторую. Совершать указанные действия до тех пор пока рука не достигнет края солнца.

2️⃣ Компас поможет определить время. Для начала необходимо установить его на ровную горизонтальную поверхность. Направление стрелки на север совместить с цифрой 180° на шкале. В центр компаса поставить спичку и посмотреть куда падает тень. Если она укажет на 180° значить имеем полдень. Остальное по аналогии с движение часовой стрелки на циферблате наручных часов.

3️⃣ Во времена когда не было часов, время помогала определять сама природа. Пение различных птиц происходило в одно и тоже время. Жаворонки начинали свое пение в два часа ночи. Петухи по утрам будили жителей деревень. Такие концерты действуют лучше любого будильника.

📍 Целеуказание по карте

Если расположение на местности какого-нибудь объекта зафиксировано на карте, то его точные координаты передают с ее помощью. Как это сделать узнаете .

Они обозначаются координатной сеткой, прямоугольными координатами, географическими координатами, от ориентира, от условной линии. Выбор системы координат зависит от характера выполняемых задач.

Несмотря на то, что поиск дороги без онлайн-карт - настоящая спортивная дисциплина нашего времени, соревнования по ориентированию на местности начали проходить ещё в 19 веке. Сегодня этот вид спорта напоминает интересную комбинацию бега, треккинга и квеста, которая отлично прокачивает как тело, так и мозг. Читай дальше, чтобы узнать основные принципы и виды спортивного ориентирования.

Первые соревнования по ориентированию на незнакомой местности начали проходить в 19 веке среди скандинавских военных. В начале 20-го века тренд подхватили обычные люди, а в 1996 году этот вид спорта получил свой чемпионат. О популярности ориентирования можно судить по количеству участников крупнейших стартов - например, «Российский Азимут» собирает до 200 000 спортсменов!

Суть спортивного ориентирования - с помощью компаса и карты находить контрольные пункты на незнакомой местности. В зависимости от установленных правил обойти их можно в заданном или произвольном порядке. Чаще всего соревнования проходят на природе, способ передвижения - бегом. Победителем становится тот, кто быстрее всего доберётся до конечной точки, проложив самый быстрый маршрут, и найдёт все пункты. Что же в этом сложного? А вот что.

Соревнования проходят на дистанциях до 20 км, и, чтобы пробежать такое расстояние по пересечённой местности, от спортсмена требуется неплохая физическая подготовка. Тропа, лес, болота, камни, ветки, брёвна - рельеф постоянно меняется, и если выбрать не тот маршрут, можно увязнуть в воде или застрять в буреломе.

Выбор правильного маршрута - ещё одна сложность. Просто бежать или идти и ориентироваться по карте легко, но делать это одновременно под силу не каждому. Чтобы заниматься спортивным ориентированием, надо уметь делать несколько дел одновременно и работать головой: быстро принимать решения, быть внимательным, держать в голове несколько объектов одновременно.

Спортсмен должен проанализировать карту, отметить характерные особенности местности (тропы, поляны, деревья), найти их в реальности и проложить оптимальный маршрут, при этом не забывая о скорости и контрольных пунктах. Представляешь, как в такой ситуации нелегко выйти первым, когда тебе в спину дышат сотни конкурентов?

Заниматься спортивным ориентированием можно не только бегом, но и на лыжах или велосипеде. Вообще простор для фантазии тут огромен: байдарки, пещеры, лабиринты, ориентирование в ночное время суток - существуют и такие соревнования. Некоторые состязания длятся по несколько часов или даже дней - такой вид спорта называется «рогейн».

Для занятий спортивным ориентированием необходимо заранее подготовить трассу, расставив на ней контрольные пункты, или найти уже готовую. В экипировку спортсмена входят компас, карта, чипы для отметки, спортивная одежда и обувь. От того, насколько качественно составлен маршрут и расставлены контрольные пункты, зависит львиная доля удовольствия от тренировки, поэтому начинать занятия рекомендуем с профессионалами.


В этом параграфе вам предстоит познакомиться с еще одной группой ориентиров - площадных.

К площадным ориентирам будем относить объекты местности, в основе которых лежит площадь. Примеры площадных ориентиров - поляны, пашня, заросли, болота и т. п.

Площадные объекты также могут быть использованы в качестве привязок. Ведь любой площадный ориентир ограничен линией. Мы говорим: «Пройдем вдоль края леса до колодца». Эта фраза - один из примеров применения площадных объектов в ориентировании. В параграфе 3 мы познакомились с другим применением площадного ориентира. Лесное озеро должно было остановить нас при движении по азимуту.

Ориентир, который можно заметить даже при отклонении от азимута, который может нас вовремя «остановить», будем называть тормозящим.

Площадные и линейные ориентиры обычно являются хорошими тормозящими ориентирами.

Не всегда край площадного ориентира может рассматриваться как линейный. Часто бывает так, что невозможно определить границу между различными видами растительности. Например, в березовой роще появляются отдельные сосны, затем их становится больше, и роща плавно переходит в сосновый бор. Знак четкого контура, изученный в предыдущем параграфе, применяется, когда граница хорошо заметна.Если же переход плавный, то между участками карты, раскрашенными по-разному, знак четкого контура не применяется.

Расскажем поподробнее об условных знаках, показанных на рисунке.

Нетрудно представить, как выглядят поляна, озеро и асфальтированная площадка. Знаком населенного пункта может быть обозначен дачный поселок, дом отдыха, городские кварталы и т. п. Труднопроходимый лес может затруднить ваше передвижение. Лес, проходимый в одном направлении - это деревья, растущие стройными рядами. Легко бежать вдоль «аллей» и трудно - поперек. Вырубка - участок вырубленного леса. Оставшиеся пни и сучья деревьев могут также затруднить передвижение.

Среди перечисленных знаков нет обычного, проходимого леса. Это неслучайно. Такой лес обозначается на спортивной карте белым цветом.

В отличие от спортивной, на топографической карте белым цветом обозначаются поляны и открытые пространства, а лес - зеленым.

Задания для самостоятельной работы .

  • Спланируйте старт в центре карты в таком месте, чтобы в разные стороны располагались участки с различной проходимостью. КП расположите по кругу на одинаковом расстоянии от старта. Засеките время движения до каждого КП и обратно. Сравните скорость прохождения.
  • Бегите по азимуту через площадные ориентиры. Рисуйте на листе бумаги цвета, соответствующие видам площадных ориентиров.
  • Написал Алексей Абрамов
Рассказать друзьям